Альчиде де Гаспери. Фото: wikipedia.org

Альчиде де Гаспери. Фото: wikipedia.org

Свержение диктатора – первый шаг на тернистом пути к рождению свободного государства. После победы сторонников демократии революционные силы должны учредить новую политическую систему, которая сможет обеспечить стране закон, порядок и развитие и в то же время не допустит возникновения новой диктатуры. Эта чрезвычайно трудная миссия осложняется тем, что почти всегда революционному переходу сопутствуют огромные экономические и социальные потрясения – идеальные условия для расцвета радикализма. Два главных тоталитарных режима истории – Третий рейх и Советский Союз – возникли именно из-за слабости постреволюционных демократий.

Один из самых удачных примеров такого демократического строительства – Италия после Второй мировой. В отличие от Германии здесь фашистская диктатура рухнула сама, испугавшись только намека на грядущее военное поражение. Союзники, которые помогли итальянцам освободить страну, передали власть антифашистам и быстро ушли. Итальянцам удалось самостоятельно создать устойчивый демократический режим. Почти сразу после успешного перехода к демократии, которому способствовала невероятная солидарность всех политических сил страны, в молодой республике начался экономический и культурный расцвет.

Самоуничтожение фашизма

Режим Бенито Муссолини на большинстве территорий Италии просуществовал с осени 1922 года, когда после марша на Рим фашистский вождь был назначен премьер-министром, до лета 1943 года, когда дуче низложили собственные соратники.

Недовольство фашистским режимом стало расти с 1942 года, когда итальянские войска начали проигрывать – сначала в Эфиопии, затем в Югославии, Тунисе и на Восточном фронте. Из-за войны продукты стремительно дорожали. После оккупации британцами Эфиопии из продажи пропал кофе, который к этому моменту уже примерно полвека был для итальянцев продуктом почти таким же важным, как хлеб. В марте 1943 года по промышленным регионам страны прокатилась череда крупных забастовок против экономического курса властей.

Сам Муссолини, совсем недавно амбициозный и сильный вождь, превращался в больного и смертельно уставшего старика: из-за поражений итальянских войск в Африке, Югославии и Сицилии у него развилась тяжелая депрессия и нервный гастрит, которые порой мешали ему активно руководить.