Кадр из фильма Джошуа Логана “Сайонара” (1957). Главный герой, американский герой-пилот в исполнении Марлона Брандо (справа) влюбляется в японскую актрису (Миёси Умеки). Роман “победителя” и “побежденной” резко осуждают и американское командование, и японское общество.

Кадр из фильма Джошуа Логана “Сайонара” (1957). Главный герой, американский герой-пилот в исполнении Марлона Брандо (справа) влюбляется в японскую актрису (Миёси Умеки). Роман “победителя” и “побежденной” резко осуждают и американское командование, и японское общество.

Фото: Warner Bros

Американские СМИ после Второй мировой войны представляли отношения США и оккупированной Японии с позиций гендера или степени зрелости, – пишет американский историк Нэнси Сталкер в своей новой книге «Япония. История и культура: от самураев до манги» (только что вышла в издательстве Альпина нон-фикшн):

«Япония была незрелой и ребяческой, она нуждалась в родительском воспитании со стороны Америки, чтобы вырасти в “настоящую”, современную капиталистическую демократию. Или же Японию воображали экзотической “гейшей”, обслуживающей маскулинные американские желания».

Есть великое число хороших книг о японской истории и японской культуре (в том числе и по-русски), однако даже на этом фоне «Япония» Нэнси Сталкер заслуживает всяческого внимания. Из издательской аннотации:

Перед вами, пожалуй, самый подробный и при этом лаконичный, прекрасно структурированный текст обо всех этапах японской истории и стадиях развития культуры в хронологическом порядке. Эта книга при всей ее ценности для востоковедов настолько внятно и живо написана, что увлечет любого читателя, интересующегося Японией и историей в широком смысле слова.

Всё правда: эту характеристику вполне подтверждает отрывок из главы «Поражение и восстановление», который мы выбрали для публикации. Речь в нем идет о периоде после поражения Японии во Второй мировой войне, когда оккупационные власти США «с позиций гендера или зрелости» приступили к реформам, объявленной целью которых было построение на руинах милитаристской империи демократии западного образца.

Дисклеймер: журнал бесплатно получает электронные версии книг от издателей для рецензирования и публикации фрагментов, однако это обстоятельство не влияет на наши оценки. Журнал не вступает в коммерческие отношения с издательствами и другими участниками книжного рынка.