Шаман. Фото: wikipedia.org

Шаман. Фото: wikipedia.org

Начинает временами казаться, что Путин и Лукашенко играют в какой-то специальный диктаторский пинг-понг. Перебрасываются идеями через эфемерную границу, через невидимую сетку, натянутую поперек зеленого стола. Вот Владимир Владимирович, размахнувшись ракеткой (вероятно, гиперзвуковой ракеткой, кое-как нарисованной ленивыми мультипликаторами), подает пас: «Можно штрафовать протестующих за порчу газонов, которые вытоптали омоновцы! Мы так делали прошлым летом!»

«Можно, – кивает головой Александр Григорьевич, – не одним ведь кредитом российским жив человек, но также и штрафами, с невиновных взимаемыми».

«Кстати, – замахивается ракеткой Лукашенко (его ракетка, пожалуй, похожа на автомат без магазина), – даже у безоружных есть способы защищаться. Раскрытие данных силовиков, участвующих в карательных акциях, например». И вот уже Путин принимает подачу, а единороссы вносят в Думу законопроект, предусматривающий радикальное увеличение штрафов за попытки деанонимизировать воинов правопорядка.

Понятно, что в критической ситуации авторитарные лидеры начинают действовать сходным образом. Лукашенко использует любые возможности, чтобы удержать власть: российские деньги, конечно, лучше, чем российские идеи, но идеи тоже сгодятся. Да что там, он даже за Киркорова и Баскова готов в отчаянии своем готов ухватиться, хотя в архаическом мире брутальных альфа-самцов, в котором они с Путиным застряли, это, кажется, называют «зашкваром». Сейчас не до понятий, не такое время.

А в России, где власть привыкла пугаться угроз, которые сама же и выдумывает, на белорусские события смотрят с нервным интересом, копируют ценный опыт, может быть даже – едва ли, конечно, но вдруг, – делают выводы из чужих ошибок.

И все-таки, дело тут не только в текущем кризисе. Дело также, думается, в общем генезисе режимов.

Политрук на позиции

Вот выступает ректор минской Академии управления при президенте Вячеслав Данилович: «Система патриотического воспитания должна идти с самого раннего возраста – детского сада, школы – и продолжаться постоянно. И в вузах выходить на новый уровень. Как человек, имеющий 24 года научно-педагогического стажа, могу сказать, что очень многое зависит от преподавателей, тех людей, кто непосредственно работает в аудиториях. Это ключевая составляющая».

Звучит как цитата, я слышал это буквально на днях, где же, где же? А, ну да.