– Путин дал Лукашенко полтора миллиарда долларов, но с большой долей вероятности они пропадут, как пропали семь лет назад три миллиарда, спешно выданные Януковичу. Уверен, что с «братской» помощи Беларуси заинтересованные люди в России и Беларуси получают сотни миллионов долларов «откатов», иначе бы этой помощи попросту не было. 106 млрд. долларов – такова, согласно оценке МВФ, суммарная оценка российской помощи режиму Лукашенко за период 2006–2015 гг.
– Не уверен насчет «откатов», не слышал.
– А чем в этом отношении Беларусь святее Украины, где обе стороны на поставках российского газа наживались?
– Вы имеете в виду Дмитрия Фирташа и «РосУкрЭнерго»?
– Ну, хотя бы. Напомню, что в середине 2000-х годов тогдашний глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов обвинял руководство «РосУкрЭнерго» в отмывании денег. Да и разве не странно было видеть, когда согласно заключенному между Газпромом и «РосУкрЭнерго» контракту, газ, который в Европе уже стоил 200 долларов за кубометр, Украине в лице Нафтогаза продавался по 50 долларов. Понятно, что в Киеве и не только на этом наживались.
- Возможно, но это не возвращалось обратно в виде взяток Путину! Более того, когда, допустим, совершалась сделка с Фирташем, там не было никакого отката, там был взаимный бизнес, и я знаю очень хорошо изнутри, каким образом отстаивались интересы «Газпрома». Они были очень четко закреплены. Сделка Фирташа не была межгосударственной. Это была, можно сказать, чисто коммерческая операция в рамках межгосударственной сделки…
Считаю, что при трансграничных операциях возможности для откатов падают в десятки и сотни раз… Когда Россия поставляет Белоруссии дешевую нефть, никаких откатов оттуда в Москву не приходит. Это я говорю абсолютно точно. То есть, это как раз тот случай, когда Лукашенко по максимуму отжал. Лукашенко, естественно, потом Путина кинул: ни Крым не признал, ну, и ничего другого хорошего для Кремля не сделал. Лукашенко, по сути, – это большое кидалово, и в Москве это сейчас прекрасно понимают.
Мордобой вместо прогулок
- Ну, допустим. Зато всем известно, что российская казна теряет ежегодно миллиарды долларов от белорусской продовольственной и сигаретной контрабанды. Общее мнение экспертов: с этой контрабандой Россельхознадзор и профильные ведомства обеих стран особо не борются, ибо на ней наживаются серьезные люди как в Белоруссии, так и в России. Я уже не говорю о том, что работающие на европейском, более дешевом, сырье, белорусские производители молока, экспортируя к нам свою продукцию, наносят прямой ущерб российским предприятиям.
Вспомним о судьбе недолго проработавшего – с ноября 2018-го по апрель 2019-го – посла России в Минске Михаила Бабича. Он провинился перед Лукашенко тем, что инициировал ряд серьезных мер на государственном уровне по раскрытию и пресечению серых схем реэкспорта санкционной продукции через территорию Белоруссии в Россию. С подачи или, по крайней мере, при активном участии Бабича была демонтирована система, позволявшая белорусской стороне продавать российские нефтепродукты в третьи страны с существенными потерями для бюджета России. В ответ Лукашенко обвинил правительство Дмитрия Медведева в «лоббировании олигархических кланов», которые, мол, срослись с властью и блокируют поставки белорусской продукции в Россию. «Батька» заявил тогда, что горой стоит за «общий рынок», на котором хозяйствующие субъекты свободно торгуют. Только вот, замечу, акцизы у нас почему-то кратно выше, вследствие чего поступающие из Беларуси контрабандные сигареты занимают свыше трети российского рынка нелегальных табачных изделий. Я к чему это говорю? Может быть, путинскому режиму проще все-таки Белоруссию с ее экономикой попросту «съесть»? Давайте порассуждаем. Если Республика Беларусь превращается в субъект федерации – с высокой долей автономии, каким, например, является Татарстан, тогда ведь это будет единое экономическое пространство, за которое мы давно боремся, и тогда-то там будет уже другая экономическая система и единое…
– …коррупционное пространство, когда и откаты будут гораздо более просто реализовываться, да?
- Ну, будем так считать.
– Я думаю, присоединить Белоруссию невозможно. Есть Конституция республики, и там вообще не предусмотрен отказ от суверенитета. Любое интеграционное объединение, которое отражает передачу каких-то властных полномочий наднациональным структурам, требует общенационального референдума. Понятно, что назначить его сейчас для «батьки» – значит, получить, скажем, пять процентов голосов «за». А если он снова нарисует 80% или, скажем, 58% вместо реально поддержавших 5%, там тогда будет такой социальный взрыв, что мало не покажется. В Белоруссии, замечу, 36% граждан имеют шенгенские визы, еще 6–7% – вид на жительство в шенгенской зоне и «карту поляка», 800 тыс человек – то есть около 10% населения – периодически живут и работают за границей, причем не в России.