«178 лет мы были для вас только банком», – так начал президент Сбербанка Герман Греф первую продуктовую конференцию «Сбер Конф», на которой представил результаты пятилетней трансформации. Ее итоги таковы: Сбербанк все больше становится похожим на IT-компанию, отказывается от слова «банк» в названии, клиент помимо традиционных финансовых услуг в новом «Сбере» теперь получает «целую вселенную сервисов» и решает свою повседневные задачи с помощью новых умных девайсов и семейства виртуальных помощников.
Новые отделения
Крупнейшие розничные банки давно размышляют о том, как должны выглядеть банковские отделения и даже спорят об их целесообразности. Например, основатель Тинькофф-банка Олег Тиньков и совладелец Альфа-банка Петр Авен придерживаются кардинально разных точек зрения. На форуме финансовых инноваций Finopolis в Сочи в октябре 2019 г. Авен рассказал о том, что в его понимании людям наряду с телефоном и компьютером нужно живое общение, так как «человеческая природа не меняется». «Мы сказали, что отделений быть не должно 13 лет назад, и мы считаем, что это модель правильная, модель будущего», – парировал там же Тиньков. В итоге Тинькофф-банк продолжает развиваться полностью как цифровой банк, а Альфа-банк планирует перевести все офисы в формат phygital, сочетая последние достижения цифровизации с традиционными ценностями.
Новый «Сбер», как и Альфа-банк, верит в общение – на конференции он показал свое видение отделения будущего. «Это место общения, куда люди приходят посмотреть на новые технологии, поработать, назначить встречу, пообщаться», – представил перемены первый зампредправления Сбербанка Александр Ведяхин. Система биометрии узнает клиента по лицу, т.е. он сможет осуществить нужные операции без предъявления паспорта, большинство из них будет проходить онлайн. Из отделений уберут кассы и кабинки, а все вопросы клиенты будут решать с менеджерами за круглыми столиками за чашечкой кофе, отправив детей в детский уголок с мультфильмами и игровыми приставками.
В отделениях появятся постаматы «СберЛогистики», здесь можно будет отправлять и получать посылки, а также заказывать сюда курьерскую доставку. Отделения оснастят умными банкоматами с функциями распознавания лиц и голосовым управлением (т.е. вставлять в него карточку и вводить пин-код не придется), которые смогут не только осуществить стандартные финансовые операции, но будут подключены ко всем сервисам экосистемы «Сбера».