Сергей Собянин на торжественном мероприятии в концертном зале «Зарядье», посвящённом празднованию 873-й годовщины основания Москвы.

Сергей Собянин на торжественном мероприятии в концертном зале «Зарядье», посвящённом празднованию 873-й годовщины основания Москвы.

kremlin.ru

В новостную повестку минувшей недели прямо-таки ворвался COVID-19, ранее отошедший на второй план. Несмотря на заверения российских официальных лиц, что второй волны пандемии в РФ не будет, а если будет, то в несравнимо более щадящих масштабах, события стали развиваться по знакомому сценарию. Москва словно вернулась в март 2020 года. Тогда, как мы помним, мэр Сергей Собянин сначала пытался удержать дома основную группу риска, пожилых людей, раздавая мягкие рекомендации и до последнего не решаясь вводить тотальные карантинные меры. Так же происходит и сейчас – в ход в основном идут словесные интервенции.

«Мы видим серьезный рост госпитализаций. Это уже совсем не шутки – это говорит о том, что действительно ситуация усложняется», – заявил в четверг мэр Москвы.

В то же время в эфире телеканала «Россия 1» он аккуратно призвал готовиться к массовой вакцинации: «Прививку от коронавируса сделали уже более 3 тысяч добровольцев. Проблем нет ни у одного. Люди чувствуют себя хорошо». Судя по всему, немалая часть «добровольцев» – это сами же московские чиновники, не исключая, кстати, самого Сергея Собянина. Ранее мэр поделился личным опытом с главой государства. Диалог напоминал прием у врача:

Путин: Вы сами прививку сделали?

Собянин: Владимир Владимирович, [иначе] мне было бы сложно агитировать за российскую вакцину, потому что даже сегодня, по опросам, не более половины, может, менее половины, около половины россиян вообще сомневаются в том, что нужно, не нужно вакцину делать, она вообще доработана или нет. Два месяца тому назад, когда мы активно продвигали эту вакцину, вообще скептиков было чуть ли не 90%. Для того чтобы придать тонус моим коллегам, самому быть уверенным, что у нас вообще открылось окно возможностей в этой ситуации, что у нас действительно в России появилась хорошая наша, отечественная вакцина, я принял решение, коллеги из института мне разрешили это сделать, и я прошел, что называется, уже почти половину всей большой стадии. Чувствую себя нормально, дай бог, чтобы было так и дальше. Но самое главное для меня, это дало уверенность, что мы правильно делаем. Это очень важно для всех исполнителей этой программы.

Путин: Температура поднималась у вас?

Собянин: Нет, Владимир Владимирович, можно сказать, что я вообще практически не почувствовал никаких последствий. Единственное, была небольшая головная боль, какая‑то тяжесть полдня, но это в пределах, так же, как иногда мы чувствуем, когда прививаемся от гриппа.

Путин: Ясно. Не болейте, будьте здоровы. А как экономика восстанавливается, Сергей Семенович?

Разумеется, с весны накоплена кое-какая административная практика, позволяющая оперативно подкручивать гайки, когда и где это необходимо. По словам Собянина, при отсутствии средств защиты сейчас «действительно могут не пустить в магазин или даже оштрафовать» (на неделе из-за нарушений масочного режима посетителями в столице были временно закрыты несколько магазинов крупных розничных сетей). В письмах на имя руководителей Сбербанка, «Яндекса» и «Ростеха» Собянин «убедительно попросил и рекомендовал реализовать меры по частичному переводу сотрудников на дистанционный режим работы без ущерба для основных рабочих процессов». Одновременно ужесточаются требования для прибывающих из-за рубежа.

«Как всегда, все стало известно “вовремя”, – иронизировала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. – Изменения в постановление [правительства] были внесены 18-го, опубликовано 23-го, и вступает в силу с завтрашнего дня, с 24 сентября»

Но коронавирус вполне может и не оценить предпринимаемых усилий. По словам заммэра Анастасии Раковой, в городе уже выводят из резерва инфекционные койки, «которые были законсервированы и зарезервированы специально под инфекции и не задействовались для оказания других видов медпомощи». Да и официальная статистика при всем ограниченном к ней доверии красноречива: в воскресенье, 20 сентября, в Москве инфицированных насчитывалось 860, а через неделю – уже 2016 (прирост по России за аналогичный период – с 6148 до 7867 человек соотвественно).

Желание властей предотвратить панику и избежать риска неоправданно жестких мер в ситуации эпидемиологической неопределенности до известной степени можно понять.

«Решения о введении и отмене ограничений, связанных с пандемией коронавируса, – самые трудные, которые мне приходится принимать за всю свою жизнь, – отмечал весной сам Собянин. – Цена этих решений – жизни и здоровье людей. Преждевременная отмена ограничений несет реальный риск прихода второй волны пандемии. Неоправданное затягивание тоже сильнейшим образом ударит по людям».

Повторный локдаун – естественно, последнее, чего хотелось бы пожелать кризисной, ослабленной, лишенной ясных перспектив российской экономике. Другое дело, что фильтруя информацию, бравируя успехами и занижая уровень опасности, государство в итоге лишь усугубляло проблему, серьезно дезориентируя население и бизнес.

В большинстве деловых объединений, опрошенных РБК, считают, что возобновление мер по самоизоляции граждан окажется фатальной для компаний, худо-бедно доживших до сегодняшнего дня. И государство, в случае чего, им не поможет. А еще вторую волну, наступление которой ранее власть фактически отрицала, тяжело принять психологически. «Мы все несколько расслабились», – признает президент «Опоры России» Александр Калинин. Но наиболее емко общее настроение, как мне представляется, передают слова Игоря Стоянова, главы Ассоциации предприятий индустрии красоты и основателя сети «Персона»:

«В отрасли мы только недавно вернулись к состоянию тревожного спокойствия, а сейчас, судя по отзывам участников рынка, снова наступает паника и растерянность».

Никто, разумеется, не может, в точности знать, как поведет себя коронавирус на сей раз (не считая разве что Роспотребнадзора, который, как всегда, предвидел «сегодняшние риски»). На неделе Герман Греф, глава «Сбербанка» – пожелавшего стать просто «Сбером» и впредь позиционировать себя как технологическая корпорация – спрогнозировал ухудшение еще в течение, как минимум, ближайшего месяца:

«Что касается коронавируса, очевидным фактом уже является рост заболеваемости. Пик, скорее всего, будет достигнут осенью, скорее всего, где-то в ноябре, по нашим оценкам».

kremlin.ru

И все же трудно не заметить, какое сопротивление наверху вызывает набирающая силу тенденция. Сама мысль о ковидном рецидиве, как идущем вразрез с утвержденными планами, встречает на различных этажах власти глухое неприятие. После гордости президента Путина за работу государства в тяжелый период, после безмятежных комментариев главного санитарного врача Анны Поповой, после глубоко научных объяснений от доктора Александра Мясникова («У нас абсолютное русское чудо!»), после ежедневных новостей о первой в мире спасительной вакцине «Спутник V», которую, невзирая на скепсис западных ученых, Кремль накануне предложил ООН в качестве бесплатного дара человечеству («Мы благодарим президента Путина за его щедрое предложение, которое будет изучено нашими медицинскими службами», – вежливо отреагировали в офисе спецпредставителя генсека организации). После всего этого коранавирус, уверенно взятый под контроль, просто не может стать стратегическим фактором в принятии важнейших государственных решений.

Так, Минэкономразвития решило не включать его в осенний прогноз социально-экономического развития России на 2021–2023 годы, составленный в базовом и консервативном вариантах. В опубликованном в субботу документе, в частности, «не предполагается вторая волна новой коронавирусной инфекции, однако она остается ключевым источником риска для параметров прогноза».

Иными словами, даже в момент резкого ухудшения статистики (еще раз подчеркнем – официальной) правительство отказывается видеть в пандемии большую проблему, а самой крупной неприятностью в связи с этим считает вероятность технической корректировки собственных ожиданий. Но и это, как можно догадаться, едва ли случится. На неделе кабмин одобрил антикризисный план, согласно которому результатом 500 намеченных мероприятий должно стать скорое возвращение страны к устойчивому росту, восстановление занятости и доходов граждан. А еще долгосрочные структурные изменения в экономике. Куда без них? В свежих Хрониках госкапитализма:

Госбюджет. «Вот мы предлагаем эти решения – изъять сверхдоходы»