
Государство прекрасно знает: чему мы сегодня научим детей, таким и будет общество завтра. Современная школа ставит на первое место в программе (даже впереди знаний) важнейшие национальные идеи – патриотизм и религиозное воспитание. Но даже выше этих идей стоит сексизм – им пропитаны все темы уроков, от патриотического воспитания и основ религии до обществознания, истории, математики и так далее. Вплоть до уроков труда.
На протяжении 11 лет школа приучает мальчиков к мысли, что они в любом случае будут получать зарплату больше, чем их жены, а девочек школа учит шить, попутно цитируя им «Домострой» и убеждая, что математика не для женского ума и что выбор у них небольшой: стать домохозяйкой или фотомоделью.
«Раз наткнувшись на такую (сексистскую, патриархальную, традиционную – нужное подчеркнуть) установку в учебнике, ребенок может пропустить ее мимо ушей, но на следующей странице он читает вторую, потом третью, четвертую, и за 11 лет на него обрушиваются тысячи таких идей и картинок, которые формируют у будущего члена социума устойчивый стереотип поведения», – полагает автор книги «Спасибо бабе за победу! Учебник сексизма для мальчиков-героев и девочек-домохозяек. 1–11 классы» журналист Вася Дж. Балакин.
Автор проделал большую работу, применив феминистскую оптику к современным и советским учебникам. Оценить его труд можно здесь (электронная версия распространяется бесплатно), можно также помочь собрать средства для публикации бумажной версии.
Эта остроумная и познавательная книга написана «для мам и пап, которые даже не подозревают, чему школа учит наших детей и к какому будущему она их готовит». Точнее, к прошлому – ведь им придется «жить в том времени, когда одной половине общества предписано быть слабой, глупой, но красивой, а другой – сильной, но умной и успешной. А тех, у кого не получается быть такими, общество осуждает, клеймит и приговаривает. И обе половинки при этом несчастны».
С любезного разрешения автора Republic публикует (с некоторыми сокращениями) главу 10 «Обслуживающий труд и духовный поиск человекообразных обезьян».
Единственный учебник, где девочки могут встретить обращение, адресованное им, – это учебник по труду для девочек. Точнее, в 2019–2020 учебном году этот предмет назывался «Технология» и, согласно Министерству просвещения, был в школьной программе «важнейшим элементом овладения компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века».
Хотя в официальной «Концепции преподавания учебного предмета “Технология”» про сегрегацию уроков труда по гендерному признаку не упомянуто, в реалии в школе девочки получают метапредметные навыки XXI века по шитью фартуков и готовке, а мальчики – навыки XXI века по изготовлению табуреток.
Никто не спорит, что эти навыки могут пригодиться в жизни. Также никто не говорит, что шитье фартуков менее важно, чем умение сделать табуретку, но девочек никто не спрашивает, нравится это им или нет. Кого-то из них уже научила готовить мама, кому-то не нравится фасон трусов, которые предлагает шить учительница, кому-то кажется, что на уроках они готовят одну жирную пищу и без таких соусов, которые они добавляют в салат у себя дома. Официальной статистики нет, но тех, кому не нравится такая «технология», по всей видимости, большинство, как пишет шестиклассница Лиса в своем телеграм-канале «Лиса не хочет в школу»: «Из девочек уроки труда мало кому нравятся. В моем классе вообще никому» («Как я пошла на уроки труда для мальчишек»).
Правда, только единицы хотят и могут изменить статус-кво и перейти на уроках «Технологии» в группу мальчишек, например, как сама Лиса или ее сверстница Авелон из… Австралии, потому что в Австралии, как ни странно, все точно так же, как и в обычной школе в России.
Гендерная стратификация на уроках труда сама по себе является сексизмом, но кроме фартуков и табуреток, уроки «Технологии» приготовили множество методик и рекомендаций по гендерным ролям.