ПУСТЫЕ ЗОНЫ
Говорят, краснодарский губернатор Александр Ткачев собирался 1 июля приглашать премьера Владимира Путина – главного лоббиста идеи переселения игорного бизнеса в специальные зоны – на торжественное открытие первого «русского Лас-Вегаса» – «Азов-Сити» на берегу Азовского моря, на границе между Краснодарским краем и Ростовской областью. Вряд ли имеет смысл это делать: несмотря на то, что до самого последнего времени чиновники уверяли, что зона вот-вот заработает, в реальности ничего похожего на центр развлечений не было, и нет. По свидетельству директора «Региональной ассоциации деятелей игорного бизнеса» Николая Оганезова, сейчас в «Азов-Сити» даже коммуникации толком не подведены, а одна из двух компаний, реально начавших в зоне хоть какое-то строительство, уже готова отказаться от купленного в прошлом году участка.
«Азов-Сити» – самая продвинутая из всех четырех зон. В остальных трех зонах нет даже этого – хотя пафосные презентации всех четырех проектов проводились еще в прошлом году. О чем говорить, если, например, власти Приморья только в феврале этого года определили место для будущей зоны. Но бюрократические проволочки ни при чем: эти зоны и не могли быть построены, даже если бы и никакого кризиса не существовало.
ПЛОХОЙ ПРИМЕР
Строго говоря, называть российские игорные зоны «русскими Лас-Вегасами» не стоит. Что такое Лас-Вегас? До начала 1930-х годов это был городок при железной дороге, жизнь которого целиком была завязана на обслуживание путешественников. Каждая из российских зон, напротив, находится на отшибе, будущим игрокам еще придется до нее добираться. Рядом с Лас-Вегасом в начале 1930-х была построена крупнейшая в мире гидроэлектростанция для обеспечения электроэнергией окрестных штатов – и, разумеется, самого Лас-Вегаса – в российских зонах всю инфраструктуру нужно создать с нуля. В 1930-х году власти Невады приняли закон о разводе по упрощенной процедуре – для этого всего лишь нужно было прожить на территории штата не менее шести недель. Ради этого жители других штатов готовы были ехать в Вегас и шесть недель предаваться там играм и другим развлечениям. Столь же мощного стимула для россиян ездить в игорные зоны власти России не придумали. По сути, Лас-Вегас и российские зоны связывает лишь то, что и там, и там разрешен игорный бизнес – в отличие от всей остальной страны.
ЗОНЫ ПРОТИВ ОЛИМПИАДЫ
Проект создания игорных зон выглядел утопичным с самого начала. Построить новые города фактически в чистом поле, без инфраструктуры и прочего? Невозможно. Стоимость проектов получалась заоблачной: согласно финансово-экономическим обоснованиям всех четырех зон, в них предполагалось инвестировать 727,5 млрд руб. – вдвое больше, чем в сочинскую Олимпиаду. При этом 80% всех инвестиций должны были получить от частных инвесторов, которых на горизонте так и не видать. Региональные чиновники не раз заявляли о том, что проектами заинтересовались крупнейшие мировые инвесторы, но ни одно имя названо так и не было. Крупнейшие российские игорные компании, такие как Ritzio или Storm International, никогда особого интереса не проявляли – а Storm и вовсе демонстративно заявляла, что намерена целиком перевести свой бизнес из России в другие страны. К тому же, в отличие от Олимпиады, игорные зоны государство и вовсе не спешит финансировать: у региональных бюджетов денег особо нет, а федеральный необходимости в финансировании предпочитает не замечать.
Наконец, для успеха игорных зон необходима четкая организация процесса, а этого просто не видно. Специально для подготовки Олимпиады создана целая госкорпорация с обширными полномочиями, единой же дирекции того же «Азов-Сити» не существует. Необходима маркетинговая поддержка – а она сейчас фактически отсутствует.
ПОЗДНО СПОХВАТИЛИСЬ
Интерес к игорным зонам, тем не менее, есть. В самом конце мая администрация Ростовской области провела очередной конкурс на право аренды участков в «Азов-Сити», победителями в которых стали две компании. Обе они пообещали инвестировать в развитие выигранных участков площадью 1,5 га более чем по 600 млн руб. каждая. Где ж они раньше были?
С момента принятия закона об игорном бизнесе работающим в этих отраслях компаниям было вовсе не до инвестиций. Все свои силы они положили на то, чтобы попытаться тем или иным способом отменить или изменить законы, ограничивающие игорный бизнес. Как назло, вслед за президентом Путиным, по чьему велению в рекордные сроки был принят федеральный закон, еще более жесткие законы начали принимать и регионы – где-то, как в Татарстане, казино отселили в собственную игорную зону, в других регионах и вовсе запретили игорный бизнес еще в 2007 – 2008 годах. Попытки оспорить в суде эти законопроекты и уговорить власти отложить переезд в зоны ни к чему не привели, заодно и время было упущено. Надеяться же на то, что сейчас, поняв тщету своих попыток, игорные компании, наконец, ринутся инвестировать в игорные зоны, и вовсе не стоит: нет у них десятков и сотен миллиардов рублей, необходимых на это.
Зато, чем черт не шутит, могут и впрямь объявиться западные инвесторы. Российские власти в ситуации с игорным бизнесом продемонстрировали такое непривычное для себя постоянство, что иностранные инвесторы, за последний год растерявшие желание вкладываться в развивающиеся страны с постоянно меняющимися правилами игры, могут посчитать российские игорные зоны теми самыми «тихими гаванями», которые они ищут еще с прошлого года.