Ольга Скабеева в эфире "Россия-1".

Ольга Скабеева в эфире "Россия-1".

Вглядываться в бездну российской государственной пропаганды – занятие не из приятных, тем более, что бездна эта внимательно вглядывается в тебя и всегда есть риск так и «зависнуть» в этом состоянии – начать спорить, доказывать, опровергать, разоблачать, паче чаяния продемонстрировав подвизавшимся на этой скорбной ниве людям, что их труд не напрасен.

Разоблачать, может быть, и нужно, и у некоторых это даже получается довольно весело. Но чем дальше, тем сложнее что-то разоблачать: как, к примеру, можно разоблачать сообщение о том, что Марина Певчих никогда не работала в ФБК, если госпожу Певчих, которая работала и работает в ФБК, зовут Мария? И это еще самый невинный пример из того, что говорится и бесконечно повторяется.

Достаточно подписаться на любой провластный телеграм-канал, чтобы получить возможность в постоянном режиме читать взаимоисключающие версии реальности, излагаемые там без каких-либо попыток хоть как-то увязать их между собой. Да что там телеграм-каналы, когда президент России в разговоре с коллегой-президентом ведет себя точно так же – излагает взаимоисключающие и откровенно вздорные версии злоключений Навального, даже не пытаясь выглядеть убедительным.

Склонного к критическому мышлению и мало-мальски образованного человека уже давно удивляют не конкретные версии, а сам подход к вопросу: почему так тупо, почему так примитивно, на кого вообще все это рассчитано?

На самом деле, ничего уникального или удивительного в тех приемах и методах, которыми пользуется российское государство, нет – странно лишь то, что все они используются в мирное время и на постоянной основе.

Война, мир и пропаганда

Понять внутреннюю логику российской пропаганды довольно просто, если воспринимать ее как обычную пропаганду военного времени, азы которой известны с глубокой древности и не сильно изменились со времен шумеров.

Противника надо бесконечно ругать, разоблачать и выставлять не только виновником всех своих бед, но и врагом рода человеческого. Естественно, с утра до вечера надо рассказывать, что в стане врага все очень плохо, они сами уже ненавидят своих лидеров и не доверяют им, экономика вот-вот рухнет, а значит, рухнет фронт и мы победим. В древности это было не актуально, но в последние лет сто принято добавлять, что во всем мире ширится движение поддержки нас и отвращения к ним – потому что люди доброй воли видят, на чьей стороне правда. Ну и конечно же любая победа врага – вовсе не победа, а вранье, а, кроме того, она не такая уж и важная и вообще нам надо еще сильнее сплотиться, чтоб перейти в решительное наступление после запланированного тактического отступления. В то же время самый мизерный ущерб врагу – это, конечно же, сокрушительный удар по его мощи, после которого он если и не сгинет, то уж точно ослабнет. У них – подлые шпионы, у нас – благородные разведчики, продолжать можно долго.