Никита Хрущев и Ричард Никсон. Фото:  Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Никита Хрущев и Ричард Никсон. Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Уже в XXI веке Владимир Путин наградил Дональда Кендалла двумя российскими орденами: Дружбы и Почета. Обе награды он получил за развитие торгово-экономических отношений между Россией и Соединенными Штатами. Хотя если быть точным, то речь все же идет о торгово-экономических отношениях между СССР и США.

Именно Кендалл залил в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века Советский Союз пепси-колой, познакомив советских людей со сладкой западной жизнью. В СССР он был известен, пожалуй, не меньше, чем «красный миллионер» Арманд Хаммер, потому что поставлял пепси за железный занавес в самый разгар холодной войны. На родине же Кендалла больше знают как создатель PepsiCo и создатель ее в том виде, в каком она существует сейчас. Он был одним из наиболее известных и уважаемых бизнесменов и управленцев Америки.

История завоевания советского рынка компанией Pepsi началась летом далекого 1959 года в Москве, где проходила первая Национальная выставка США в СССР в рамках культурного обмена. Американскую делегацию возглавлял вице-президент Ричард Никсон. Советским Союзом в те годы руководил Никита Хрущев.

Выставка в Сокольниках, на которой американцы показывали достижения своего народного хозяйства, стала местом знаменитых «кухонных дебатов» между Никсоном и Хрущевым о том, какой строй лучше: коммунистический или капиталистический? Спор произошел в павильоне, где была смонтирована кухня среднего американского дома, на фоне диковинных для советских граждан холодильников, посудомоечных машин и прочей бытовой техники.

Рядом с кухонным павильоном располагался стенд компании Pepsi Cola, международными продажами которой тогда руководил Дональд Кендалл. Дела Pepsi в конце пятидесятых в США шли неважно. Поэтому руководство компании возлагало большие надежды на завоевание рынков в других странах. Естественно, Кендалл не мог упустить возможность попытаться проникнуть на советский рынок с его четвертью миллиарда потребителей и хотя бы в этом обойти своего вечного конкурента Coca Cola, которому его компания тогда уступала на родине по всем статьям.

Дональд Кендалл разработал хитроумный план. Накануне он рассказал о неважном положении дел Pepsi в США и заявил, что ему во что бы то ни стало нужно познакомиться с Хрущевым и угостить его пепси. Никсон пообещал выполнить просьбу.

Конечно, обращение топ-менеджера пусть и крупной американской компании с такой просьбой ко второму человеку в Америке может показаться странным, но Кендалл и Никсон, который когда-то работал в Pepsi юристом, были близкими друзьями.

На следующий день, 24 июля 1959 года, в самый разгар жарких как в прямом, так и в переносном смысле этого слова кухонных дебатов Ричард Никсон подвел Никиту Хрущева, вытиравшего пот со лба, к стенду Pepsi Cola, где советского руководителя уже ждал Кендалл со стаканом холодной пепси.