В 2021 году издательский дом «Питер» опубликует книгу Майкла Грегера «Выжить в пандемию». Автор – известный врач и лектор, написавший несколько бестселлеров («Не сдохни! Еда в борьбе за жизнь» и «Не сдохни! 100+ рецептов в борьбе за жизнь»). С любезного разрешения издательского дома журнал «Будущее» публикует фрагмент из книги, в котором автор проводит сравнительный анализ нескольких пандемий: можно ли заработать на нынешней? И как уже сейчас начать готовиться к следующей?

По опросам общественного мнения, пандемия птичьего гриппа больше всего беспокоила людей с доходом свыше 100 000 долларов. Дальнейший анализ показал: это связано не с высоким уровнем образования, а с тем, что таким людям «есть что терять». Однако инвестиционно-банковские компании разглядели в ситуации золотую жилу – возможность хорошо заработать на пандемии.

Подумайте о сделках с недвижимостью. «Из-за высокого уровня смертности жилищный мыльный пузырь лопнет, и образуется огромный переизбыток предложений на рынке жилья, – таков прогноз одной банковской фирмы. – В тех случаях, когда умрет несоразмерно большое количество людей в возрасте от 20 до 40 лет, рынки недвижимости ослабнут в ответ на избыток предложения. Стоимость жилья упадет, и некоторые объекты можно будет купить по бросовым ценам».

Валютные спекулянты устроят настоящую бойню. Как пояснил старший валютный дилер, «плохие новости – всегда шанс получить прибыль». В то время как акции компаний, занимающихся страхованием жизни, не считались хорошим вложением, в «Руководстве по птичьему гриппу для инвесторов» (An Investor’s Guide to Avian Flu) говорилось: «Конечно, будут победители – похоронные бюро и прочие ритуальные предприятия». Citigroup Investment Research рекомендовал распродавать акции торговых центров, авиаперевозчиков, избавляться от акций в сфере предметов роскоши, но покупать акции производителей чистящих средств, например Clorox, а также ценные бумаги компаний из сферы развлечений и телекоммуникаций. Оборонному сектору также предрекли успех в долгосрочной перспективе.

Если история и в самом деле хороший учитель, то, скорее всего, появится реклама недобросовестных компаний. В 1918 году создатели зубной пасты Colgate торжественно пообещали, что «хорошие зубы – это хорошее здоровье». Основатель InfoWars Алекс Джонс был еще более прямолинеен, заявив, что его зубная паста убивает наповал всю семью коронавирусов SARS. Надо полагать, что цены взлетят. В 1918 году гробовщики втрое повысили цены на продукцию. Во время пандемии COVID-19 один продавец предлагал на Amazon пятнадцать респираторов N95 за 3799 долларов.

Во многих штатах есть законы, запрещающие повышать цены во время чрезвычайной ситуации в стране. Например, во время отключения электричества в некоторых штатах нельзя повышать цены на фонарики – это противозаконно. Специалисты экспертно-аналитического центра Mercatus с корпоративным финансированием при Университете Джорджа Мейсона выступали за отмену всех законов против резкого повышения цен при подготовке к пандемии. Эксперты центра утверждали, что рост цен – это эффективный способ предотвращения дефицита, и предполагали, что для богатых есть некая польза от перераспределения благ при эффективном ограничении наиболее важных поставок. «Не нужно зацикливаться на том, – написал генеральный директор центра в официальном докладе “Птичий грипп: что следует сделать” (Avian Flu: What Should Be Done), – какой из двух категорий – богатым или бедным – уделяется больше внимания в плане лечения и профилактики».

Для богатых, которые выживут, все будет не так радужно. «То, к чему мы привыкли в повседневной жизни, – заявил один эксперт, – свежие листья салата зимой, лампочки, новые кроссовки – все это производят для нас жители развивающихся стран. Если рабочая сила там уничтожена, мы ощутим на себе эффект домино».