Нико Пиросмани. Бездетный миллионер и бедная с детьми

Нико Пиросмани. Бездетный миллионер и бедная с детьми

Когда у человека, который мечтает завести детей, по каким-то причинам не получается этого сделать, он испытывает боль, обиду, разочарование. Когда государство, мечтающее во что бы то ни стало улучшить демографическую ситуацию, не способно этого сделать, судя по всему, ему приходится еще хуже. Видимо, именно этим объясняется регулярность, с которой возобновляется обсуждение налога на бездетность в самых разных странах по всему миру.

Очередную дискуссию открыла глава организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая. Активистка заявила, что налог в 300–500 рублей для мужчин и женщин станет справедливой платой за возможность «строить карьеру, жить для себя, путешествовать и получать образование». Выступление вызвало бурную реакцию: депутат Госдумы Тамара Плетнева поддержала предложение, ее коллега Елена Строкова, наоборот, раскритиковала, в Совете Федерации инициативу назвали «нежизнеспособной».

Большинство критиков указывают на очевидный недостаток подобного стимула для повышения рождаемости: вводить дополнительный налог для целой категории граждан, независимо от их дохода, на основании того, как они ведут личную жизнь, особенно в эпоху пандемии — сомнительный способ наладить контакт с населением. Названной суммы не хватит, чтобы радикальным образом улучшить положение семей с детьми, зато ее достаточно, чтобы сгенерировать чувство несправедливости среди тех, кто такой суммы лишится.

Однако для оценки налога на бездетность нужно проанализировать не только нынешнюю экономическую и социальную ситуацию — сама идея того, что гражданин должен компенсировать государству отсутствие другого потенциального гражданина, ставит более глобальные вопросы относительно свободы личности, смысла жизни и границ, пересекать которые властям не следует.