Евгения Васильева. Из facebook художницы

Евгения Васильева. Из facebook художницы

Восемь лет спустя после дела «Рособоронсервиса» – должно быть, самого громкого в недавней российской истории коррупционного скандала, дошедшего до суда и закончившегося обвинительными приговорами, – одна из если не главных, то точно наиболее заметных его фигурантов Евгения Васильева продолжает напоминать о себе, теперь уже как героиня новостей культуры.

С середины июля по начало августа в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре проходила выставка «Другое» художницы EVA (творческий псевдоним Васильевой). На прошлой неделе стало известно о присуждении Васильевой звания почетного члена Российской академии художеств. Вслед за этим на волне понятного возмущения кругов, сколько-нибудь причастных к искусству, директор Мультимедиа-арт музея и один из бесспорных лидеров современного художественного процесса Ольга Свиблова сообщила радиостанции «Говорит Москва»: «Я вчера как раз договорилась встретиться с Евгенией Васильевой по поводу ее видеоработ. Эта встреча не случилась по моей вине, поэтому сейчас я как раз должна ей звонить извиняться и переделывать время этой встречи. Кураторы были очень довольны работой с этим автором, говорили, что им было легко и что был очень заинтересованный диалог. Если будут новые проекты Евгении Васильевой, которые не показаны были в ММСИ и они меня заинтересуют, я буду делать эту выставку, наплевав на народную молву».

Возможно, со свойственной ей эмоциональностью Ольга Львовна решила сыграть на упреждение и задушить противника в объятиях? Пока что ее намерения известны только на словах. Надо признаться – видео, которые выложены в инстаграме Васильевой evahomealone, легко представить на всякой выставке современного искусства. Элементарные по исполнению черно-белые клипы с соляризацией изображения, основной эффект в которых вызван разнородным сочетанием видео и аудиоряда – например, узнаваемой хроники закрытия Олимпиады-80 с шаманским пением в качестве звуковой дорожки. Теми же нехитрыми приемами отличались, скажем, ранние фильмы «параллельного кино» братьев Алейниковых в 1980-е годы. Но почему тогда все, предъявляемое как искусство за подписью EVA, ощущается таким отвратительным?