Алексей Навальный в Пизе. Фото: instagram

Алексей Навальный в Пизе. Фото: instagram

The Guardian написала в пятницу, уже после введения санкций ЕС против российских официальных лиц и одного института по делу об отравлении Алексея Навального, что якобы насовсем отравить политика не хотели; просто ФСБ планировала вынудить его покинуть страну. Поэтому под санкции и попал глава службы Александр Бортников. The Guardian ссылается на свои источники, а также на источники центра «Досье» Михаила Ходорковского, которые уверены, что, если бы ФСБ хотела убить Навального, убила бы.

Это версия, могут быть и другие, конечно. Например, довод о том, что если бы хотели, то убили бы, рассыпается о другие случаи – Скрипалей, Гебрева, да и вообще в истории КГБ/ФСБ было много осечек. Все мы люди, как говорится (ну до некоторой степени).

Но версия симптоматичная.

Убить рядового Райана

В четверг пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя европейские санкции, сказал в том числе: «Решение поставить отношения между Евросоюзом и Москвой в зависимость от человека, которого в Европе считают лидером некой оппозиции, конечно, ничего, кроме сожаления, не вызывает». Мол, нашли из-за кого вводить.

Это, безусловно, отражает многолетнюю фиксацию Кремля на Навальном, выражающуюся в символическом отрицании его существования (отсюда отказ называть эту фамилию и замена ее различными эвфемизмами вроде «пациент», а также вообще уход от вопросов о Навальном). Но еще это открыто пренебрежительное отношение государства (в данном случае Песков – представитель верховной власти) к гражданину России, попавшему в беду.