mir-znanij.info
Поразительный документальный фильм Флор ван дер Мюлен «Последний самец» получил на только что закончившемся кинофестивале «Мир знаний 2020: пересборка будущего» в Петербурге всего лишь приз за операторскую работу. Он, наверное, не совсем вписывается в контекст фильмов о науке и проигрывает главным победителям в актуальности, но это формальная сторона дела, а я не жюри. Поэтому о главных расскажу тоже, но сначала – о том, как все человечество суетится вокруг последнего самца белого носорога, плачет о нем, охраняет его с оружием, выпускает майки с его портретом, а носорог жует свое сено и дышит, и это всё.
Что такое «Мир знаний»? Фестиваль научно-популярных и образовательных фильмов вообще-то проходит с 2006 года. Долгое время его президентом был советский и российский ученый-физик Сергей Капица. Начиная с 2016 года «Мир знаний» организует Киностудия им. Горького. Но в 2020-м можно говорить, по сути, о новом фестивальном проекте. Делать его позвали молодых кураторов, хорошо понимающих, как устроен актуальный тематический фестиваль: главное в нем – найти свой ракурс для разговора о современном мире. Для московского «Битфеста» – самого успешного из подобных проектов в России – таким ракурсом стали поп-музыка и молодежная культура. Обновленный «Мир знаний» логично сделал акцент на критической оценке настоящего и возможных сценариях будущего.
В основную программу вошли девять фильмов из США, Канады, Австралии, Германии и других стран, премьеры которых состоялись на кинофестивалях Sundance, Berlinale, Cph:Dox, Tribeca, True/False. Как пишут кураторы, все они «обращаются к актуальным проблемам современной науки – от математики до генетики – и рассказывают о вызовах, с которыми придется столкнуться человеку XXI века».
Главные призы на фестивале «Мир знаний» получили важные и актуальные фильмы: Гран-при достался документальному триллеру «Программные стереотипы» Шалини Кантайя, это кино о том, что искусственный интеллект -– расист и мизогин. Приз за лучшую режиссуру получил фильм «Воплощая будущее» Лиз Маршалл о «чистом мясе», то есть мясе, выращенном из клетки животного. Специального упоминания удостоился фильм Элисон Рид «Женщина, которая любит жирафов» о специалистке по поведению жирафов Энн Дагг и о том, как нелегко бывает женщине в научной среде. Но все же лучший среди награжденных – фильм «Последний самец» Флор ван дер Мюлен, получивший приз за операторскую работу. Он не очень важный, речь в нем идет всего лишь о носороге. И не очень актуальный, там мельком упоминается гендерное неравенство, и то в связи с самками носорога. Но о человечестве он рассказывает столько, что не снилось никакому искусственному интеллекту.
Театр одного носорога
Пыльное пространство, кривое раздвоенное деревце, какие-то холмики. Голос за кадром рассказывает притчу. В начале времен Бог приходит на землю и говорит камню, зверю и человеку, что может дать им или бессмертие – но тогда они будут бесплодны, или способность рожать детей – но тогда они в какой-то момент умрут. Они просят дать им время подумать. Через три дня камень возвращается и говорит, что выбирает бессмертие. Через неделю приходит зверь и говорит, что ему не нужна вечная жизнь, пусть он рано или поздно умрет, но ему хотелось бы иметь детей. Теперь Бог ждет, что же решит человек.
И ждет.
И ждет.
И ждет.