
Героиня индийского эпоса “Махабхарата” Драупади и ее пять мужей — богатырей-пандавов. В разных версиях мифа пандавы либо смертельно соперничают друг с другом из-за жены, либо живут все вместе в мире и согласии.
Иллюстрация: Wiki
Эйнштейн говорил, что «всё должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще». Занимательная книга Олега Ивика «О брачной и внебрачной жизни» (вышла недавно в издательстве Новое литературное обозрение) следует этому завету: авторы книги (под совместным псевдонимом «Олег Ивик» выступают журналист Ольга Колобова и археолог Валерий Иванов) мастерски упрощают изложение почти до предела, однако нигде не переступают грань, за которой научная познавательность растворяется в потоке банальностей.
Из авторского предисловия: книга написана для широкого круга читателей, поэтому авторы намеренно упрощали специальные вопросы, а из законов и традиций, которые у разных народов нередко были очень похожи, выбирали только самое, с их точки зрения, любопытное, опуская бесчисленные повторы.
С любезного разрешения издательства мы выбрали два отрывка из книги. Один рассказывает о брачных стратегиях мормонов, многие из которых, несмотря на законодательные запреты, до сих пор пытаются практиковать полигинию (многоженство). Второй фрагмент посвящен еще более необычному в наше время виду брака – полиандрии, или многомужеству. Подзаголовки отрывков, отсутствующие в книге, добавлены для удобства читателя.
Дисклеймер: журнал бесплатно получает электронные версии книг от издателей для рецензирования и публикации фрагментов, однако это обстоятельство не влияет на наши оценки. Журнал не вступает в коммерческие отношения с издательствами и другими участниками книжного рынка.
Что-то ни слова не написано про народ мосо, а у них тоже очень интересный вариант семейных отношений.
Лишнее подтверждение тому, что доминирующая моногамия у людей (и вообще брак в своей современной форме) — в большей степени конструкция социальная. Отчасти ее механика перекликается с представлениями о праве собственности, как это ни странно. Моногамный брак — это по сути попытка стабилизировать, "увековечить" возникший однажды статус-кво, чтобы избавить себя от риска потерять даваемые им преимущества и необходимости искать его повторно. Плюсы такой "цементирующей" стратегии понятны, но и минусы тоже очевидны. Человеку свойственно меняться и часто достигнутый ранее статус-кво (который жестко фиксирован) в какой-то момент перестает соответствовать его интересам. Вот тут-то и начинаются проблемы. Учитывая, что современный мир, благодаря информационной открытости и технологиям, располагает человека все к более частым и более значительным изменениям в течение всей своей жизни, моногамия (в том виде, как она существует сейчас) будет неизбежно противоречить прогрессу и в целом станет приносить человеку (как индивиду) больше вреда, чем пользы. Поэтому, конечно, нужны новые, более гибкие формы взаимоотношений, учитывающие современные реалии.
Про мормонов и их практики многожёнства могу порекомендовать сериал «Big love», лет 10-15 назад его смотрел. Одно скажу: испытываешь сильнейшую жалость к мужику, которому три его супруги выедали мозг с утроенной силой. Очевидно, что мужчина в таких отношениях всегда жертва.
.
Про многомужество есть роман чукотского советского писателя Юрия Рытхэу, написанный очень даже неплохим слогом и основанный на реальных событиях. Канадскому китобою оторвало взрывом руки, когда он закладывал взрывчатку, что бы освободить его шхуну из ледового плена и его товарищи бросили его умирать во льдах. Его спасла чукотская женщина и взяла к себе 2-ым мужем. Очень интересно описываются их взаимоотношения. Рекомендую
Это не многомужество, он женился на вдове. Но бытоописание интересное, да, пока про советскую власть не началось.
Был ли выбор у Рытхэу иначе описывать совчину?
Да уж... Спасибо за наводку, люблю этнографическую прозу.
Смелые люди, отчаянные!