Кадр из фильма Франсуа Озона «Лето’85»

Кадр из фильма Франсуа Озона «Лето’85»

Copyright photo: Jean-Claude Moireau

От названия, конечно, веет ностальгией. Хвойным лесом, пыльной степью, солеными брызгами, мечтами и будущим, поцелуями, юностью — у каждого своей, но чем дальше, тем более общей, и с сегодняшней дистанции уже почти не важно, где она прошла: в Англии, Франции или даже в позднем СССР.

Почти не важно и другое — в кого вы тогда влюбились, впервые, жадно, казалось, навсегда. В этом смысле вряд ли принципиально, что «Лето’85» о любви между мальчиками, куда важнее, что оно о первой любви. Фильм практически оставляет за скобками то, что 35 лет назад о толерантности не было речи — социальный фон тут едва намечен и минимально влияет на сюжет.

Роман британца Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле» (1982) Франсуа Озон прочел в юности и хотел экранизировать еще в 1990-х, но сделал это только сейчас, режиссером зрелым и уважаемым, которому есть что вспомнить и чему научить.

За двадцать лет, прошедших после первого знакомства с Озоном, — тогда в Москве показали разом его дебютный полный метр «Крысятник» (1997), гротескную сказку «Криминальные любовники» (1999) и экранизацию Фасбиндера «Капли дождя на раскаленных скалах» (2000) — французский режиссер не раз менял манеру, интонацию, жонглировал стилями и жанрами, но по крайней мере в одном оставался последовательным: снимая кино про чувства и отношения, он не давал зрителю забыть, что любая рассказанная история — условность. История первой любви — не исключение.