Марта Петерсон (справа) через час после ареста: «За этим столом в Лубянской тюрьме сотрудники КГБ держали меня четыре часа, изучая содержимое тайника. Рядом со мной сидит сотрудник посольства США, ходатайствующий за меня».

Марта Петерсон (справа) через час после ареста: «За этим столом в Лубянской тюрьме сотрудники КГБ держали меня четыре часа, изучая содержимое тайника. Рядом со мной сидит сотрудник посольства США, ходатайствующий за меня».

Фото: numbers-stations.com

Александр Огородник – один из самых известных агентов ЦРУ в СССР: высокопоставленный советский дипломат был завербован американцами в Колумбии, получил оперативный псевдоним Трианон (он же Тригон), а по возвращении в Москву несколько лет поставлял ЦРУ секретные документы советского МИДа.

В 1977 году Трианон/Тригон был раскрыт и умер (или был убит) при задержании: согласно полуофициальной версии КГБ – успел проглотить яд, которым его снабдила американская разведка (а до этого якобы отравил этим ядом жену, угрожавшую ему разоблачением).

Версию с ядом продвигает, в частности, крайне популярный в свое время советский телесериал «ТАСС уполномочен заявить» (1984) по одноименному роману Юлиана Семенова, где Огородник выведен под фамилией Дубов. Семенов, певец спецслужб, был допущен к некоторым оперативным документам КГБ, и поэтому в сериале, наряду с нелепыми пропагандистскими выдумками, есть более или менее достоверные эпизоды операции в Москве – в частности, взятие с поличным оперативника ЦРУ, который пытается выйти на связь с Трианоном, не зная, что последний уже раскрыт.

В сериале этот цэрэушник представлен в виде малосимпатичного типа в исполнении актера Константина Карельских, но на самом деле сотрудника ЦРУ звали Марта Петерсен, и это была первая в истории американской разведки женщина на оперативной работе в Москве. В своих мемуарах «Вдова-шпионка. Как работа в ЦРУ привела меня из джунглей Лаоса в московскую тюрьму» (книга только что вышла в издательстве Сorpus) агент Петерсен подробно описывает шпионскую жизнь в Москве середины 1970-х, некоторые технологии оперативной работы, а в конце концов – провал, арест и высылку из СССР.

Кстати, в книге подробно описывается история передачи Трианону авторучки, заряженной ядом. Огородник сам настойчиво попросил об этом, и, по словам автора книги, это был совершенно уникальный случай, потребовавший санкции чуть ли не на уровне одного из комитетов Сената США. Более того, через некоторое время Трианон запросил еще одну такую же ручку – по его словам, первую ему пришлось выбросить, когда ему якобы грозил обыск (в тот раз угроза оказалась ложной).

Впрочем, в отрывке, который мы выбрали для публикации с любезного разрешения издательства, Марта Петерсен пытается передать агенту не яд, а секретный контейнер. Одну из таких передач, если верить Юлиану Семенову, впоследствии смог отследить КГБ, что и привело к провалу Трианона.