Александр Лукашенко. Фото: Ron Przysucha/ Public Domain

Александр Лукашенко. Фото: Ron Przysucha/ Public Domain

Устойчивость режима Лукашенко, который не рухнул сразу после первых массовых выступлений белорусов, заставляет многих ненавидеть его еще сильнее. Поставлен под сомнение важнейший миф о том, что массовый выход людей на улицы якобы должен смести диктатуру и открыть двери новому счастью. Оказывается, все не так просто и сами по себе люди на улицах хоть и создают режиму изрядные проблемы, но он справляется. Особенно обидно, что протест в Беларуси не только массовый, но и длительный – то есть полностью соответствует идеальному представлению о протестной активности, ведущей к победе оппозиции. Протесты не затухают и продолжаются, но и Лукашенко сидит на своем месте и никуда не собирается. В другом масштабе тоже самое происходит в Хабаровске: протесты идут уже много недель, но ни Путин, ни даже Дегтярев никуда не делись.

В России картины белорусской политической жизни с самого начала рассматриваются как уроки на будущее и тем важнее увидеть в них не только надежду на то, что даже после многих лет диктатуры и зачистки политического поля массовые протесты все-таки возможны, но и те проблемы, которые для России еще более актуальны, чем для Беларуси. Иными словами, уже сейчас надо задуматься о том, что выход на улицы сотен тысяч людей, при чем не разовый, а повторяющийся – это вовсе не обязательно гарантия скорого коллапса режима.

Почему не нужны оппозиционные депутаты

Почему в России стараются не допустить к выборам оппозиционных кандидатов и тем более не дать им возможности попасть в парламент? Если рассуждать чисто технически, то допуск к выборам некоторого количества оппозиционеров кажется вполне рациональным решением. Взять «Умное голосование»: или Навальный и вся его команда будут с утра до вечера агитировать против провластных кандидатов, или же пустить их на выборы, чтоб они агитировали за себя, оставив в покое всех остальных – чем не выход?

Даже если где-то победят оппозиционеры – что в этом такого? Ну будут сидеть в парламенте один-два горлопана, которые изредка станут выходить на трибуну и проклинать путинский режим – неужели же это так страшно, что ради недопущения такой ситуации надо идти на самые радикальные меры?

Но давайте посмотрим на Беларусь. Лукашенко давно и надежно зачистил всю системную политику страны и никаких оппозиционеров в парламенте у него нет. Легко заметить, какую огромную пользу это приносит ему сейчас и как это вредит оппозиции.

Начнем с того, что любой депутат парламента, а тем более избранный в округе – это прежде всего человек, поддержка которого населением зафиксирована юридически. Надо ли говорить, как такой человек украшает собой любой «координационный совет оппозиции», любой митинг и шествие? С участием настоящего депутата любые органы, любые дискуссии и вообще любые мероприятия оппозиции превращаются в часть легальной, системной политики, которую просто так нельзя игнорировать. Это уже не говоря о том, что депутат может идти впереди протестного шествия и своим удостоверением вводить в смущение полицию: бить граждан и легко, и приятно, и привычно, а вот бить депутатов – и страшно и неловко, ведь уже завтра острота момента спадет, а депутат затаит обиду, будет писать запросы во всех органы, добьется наказания.

Любители порассуждать о Майдане почему-то упускают этот важный момент: сколь бы ни ужасным был режим Януковича в глазах некоторых украинцев, но на фоне Лукашенко или Путина Виктор Федорович был начинающий и весьма неумелым деспотом, и наличие в парламенте Украины оппозиционных депутатов – лучшее тому доказательство. Депутаты активно участвовали в протестах, но самое главное – они придавали протесту легитимость и в глазах самих протестующих, и в глазах наблюдающих.