«Макрон мой герой в эти дни», – написала в Instagram Ксения Собчак, и я повторяю эти слова вслед за ней, даже если меня тоже назовут за это «кусочком говна». К сожалению, детка, это не только интернет, и угрозы, в том числе убийством, за слова, картинки, мнения стали жуткой реальностью этих дней. Более того, эти угрозы претворяют в жизнь (хотя тут уместнее сказать «в смерть»).
Зверское убийство Самюэля Пати
Все началось, когда Самюэль Пати, учитель истории, географии и обществоведения в школе парижского пригорода Конфлан-Сент-Онорин, 7 октября, на уроке, посвященном свободе слова, продемонстрировал ученикам карикатуры Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда, из-за которых было совершено нападение на редакцию в 2015 году. Среди его 13-летних учеников были дети из мусульманских семей, поэтому до показа карикатур Самюэль разрешил покинуть класс тем, кто считает для себя оскорбительным рассматривать такие карикатуры. В течение недели после этого урока Пати преследовали угрозами, а потом отрезали ему голову, когда он возвращался с работы домой. Убийце учителя – беженцу из России, этническому чеченцу Абдуллаху Анзорову – было всего 18 лет. Сразу после убийства юноша выложил в Twitter фото отрубленной головы учителя, сопроводив его сообщением: «…Макрону, предводителю неверных, я казнил одного из ваших адских псов, который посмел унизить Мухаммеда».
При задержании Анзоров открыл стрельбу по полицейским из пневматической винтовки и был застрелен.
Президент Франции Эмманюэль Макрон, приехавший на место трагедии, заявил, что учитель «был подло убит во время террористического исламистского теракта лишь за то, что отстаивал ценности Республики». Самюэль Пати был посмертно награжден орденом Почетного легиона и возведен в командоры ордена Академических пальм – высшую награду за заслуги в сфере образования. Пятилетний сын Пати получит статус «опекаемого нацией», который предоставляют детям, чьи родители были ранены или погибли на войне или при террористических актах.
На общенациональной церемонии прощания с Самюэлем Пати, проходившей во дворе Сорбонны, Макрон в своей очень эмоциональной речи сказал, обращаясь к погибшему: «Мы продолжим эту битву за свободу и разум, которые вы теперь олицетворяете. Потому что мы вам обязаны. Потому что во Франции, учитель, свет Просвещения никогда не угаснет. Мы будем защищать свободу, которой вы так хорошо учили, и будем высоко держать планку светского образования. Мы не откажемся от карикатур, от рисунков, даже если другие отступают… В каждой школе, в средних, в старших классах, мы вернем учителям возможность формировать граждан Республики, также, как положение и авторитет, которые им причитаются».