Еще ничего не было ясно с итогами выборов в Штатах – собственно, и сейчас, когда я это пишу, тоже ничего до конца не ясно и у Трампа остается призрачный шанс; когда вы будете это читать, возможно, определенность уже наступит – а российские пропагандисты всех калибров, от царь-пушек, вроде Владимира «Вечернего» Соловьева и Маргариты «из гостиных» Симоньян, до фальконетов, вроде Николая Старикова, способных не стрелять даже, а так – потешно пукать, из тех, которые заряжают не картечью, а гнилой картошкой, – кинулись рассуждать о крахе демократии в Америке, о невиданных по масштабам фальсификациях, и о том, что не США после такого учить по-настоящему независимые державы, где умеют организовать выборы. А совсем уж карлики, безымянные блогеры за еду разнесли гениальные идеи телевизионных мудрецов по интернету. Как курьеры – еду, как крысы – чуму.
Впрочем, Вячеслав Володин, спикер ГД, примерно те же мысли, как положено настоящему начальнику, сформулировал еще до начала голосования.
Это все ожидаемо, понятно и не особенно интересно.
Интереснее, но и печальнее, что рассуждения о масштабных вбросах на американских выборах оказались популярными также и в среде оппозиционеров.
Да, скажу сразу, – американская система голосования лично мне кажется архаичной. Прямая демократия, безусловно, предпочтительнее. Думаю, что американцы рано или поздно с этим разберутся, и надеюсь искренне, что мои советы им не понадобятся. Справятся как-нибудь сами. Но предмет сегодняшнего разговора не в этом. Я хочу поговорить о России.
Старая болезнь
Прокремлевский мыслитель заранее убежден, что любые выборы – комедия и постановка, шоу для плебса, об итогах которого настоящие хозяева заранее договорились. Но выясняется вот, что и для некоторого количества оппозиционных мыслителей, особенно если результат чужих выборов им почему-то не нравится, нет необходимости выяснять, чем американская система почтового голосования отличается от местной скверно пахнущей «досрочки» имени Э.А.Памфиловой. Нет желания вспомнить, что Байден как раз активно агитировал своих сторонников голосовать заранее, ссылаясь на пандемические угрозы (а также имея, возможно, в виду, что непосредственно перед выборами может случиться всякое, противник может достать из рукава какой-нибудь убийственный компромат, и лучше не оставлять сторонникам шанса передумать). Проще представить себе школьного завуча с несложившейся личной жизнью, какую-нибудь Эдну Фредовну Крабапловскую, которая в захолустном Спрингфилде переписывает итоговый протокол.
Характерно, кстати, что поначалу, когда казалось, что побеждает Трамп, страдали русские сторонники Демократической партии. Но они кляли не пороки системы, а плохой американский народ по старой российской привычке. Теперь успокоились, впрочем, время юродствовать пришло для русских республиканцев.