«Сей же преподобный и богоносный отец наш Антоний родился во граде великом Риме, иже от западная части итальянския земли, от латинского языка, от христианских родителей и научился вере христианской. Ее же держались родители его в тайне, скрываясь в домах своих, понеже отпал Рим от веры христианской в латинскую, – при папе Формозе да даже до нынешних дней».
Забегая вперед, успокою – Антонию удалось сохранить в чистоте истинную, православную веру, бежав от богопротивных католиков. Он – святой нашей церкви, его почитали в Новгороде, а в конце XVI века официально канонизировали.
Среди сотен житий русских святых есть несколько, которые рассказывают о подвигах людей, для Руси чужих, пришедших с Запада, но подвиг веры совершивших здесь. У них одна общая черта – они целиком вымышлены. Даже если находится намек на то, что герой такого жития действительно существовал, то все, что о нем рассказывается – легенда, не выдерживающая никакой исторической проверки.
Но это и не важно. Важно, что русские люди в разное время зачем-то придумывали себе этих заступников-пришлецов (о том, зачем, еще поговорим). А еще того важнее, что их жития, похожие больше на волшебные сказки, – чрезвычайно увлекательное чтение.
Впрочем, лучше, наверное, просто пересказать эти удивительные тексты.
Меркурий Смоленский, скорее, полулегендарный герой (вроде панфиловцев), т.к. упомянут в летописях Мазуринского летописца 1247 года. Кованные ботинки, которые до сих пор стоят в кафедральном соборе Смоленска, соответствуют своему времени. В таких любят изображать его более известного современника, Александра Невского, который воевал с западными захватчиками, так что от них свидетельств сохранилось больше. Военная же ситуация тоже особых сомнений не вызывает: Батый дошел до Саксонии, а Смоленска не взял, остановили значит. Даже эпизод с головой можно при желании объяснить рационально: израненный рыцарь вернувшись с битвы нес свой горшкообразный шлем (популярный в 13 в.) в руке.
А что это за такие рыжие мохнатики - волосатики в левом нижнем углу св. Меркурия?
Меня в свое время поразила икона святого Христофора, кинокефала.
О да, со св. Христофором была история!
Первоначальная версия гласила, что он происходил из рода Собакоголовых.
Когда оказалось, что Собакоголовых таки точно не бывает, пришлось на иконах перерисовывать собачью голову на человечью.
А к оставшимся собачьим головам придумали следующее объяснение - Христофор был прекрасным юношей, жены нечестивые не давали ему прхода, желая любви, и он взмолился к Богу, чтобы он его обезобразил.
И стало его прекрасное лицо напоминать собачью морду!
Но со временем об этом забыли, и св. Христофор получил нормальное лицо.
И в таком виде сопровождает меня и семью в нашем горбатом Запорожце.
Вся наша поэзия пришла с Запада, началась в XVIII веке. Боле того, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, А.А. Ржевский и Н.М. Карамзин, а еще издатель Н.И. Новиков были масонами.
А вот М.В. Ломоносов церковь не любил, и архиепископ писал Екатерине жалобу на него за "Гимн бороде". Со школьных лет помню эпиграмму Ломоносова на монахов
Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный мир.
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в голландский сыр.
Между 1757 и 1759
Ничего с тех пор не изменилось. К сожалению. Всё ещё любят у нас байки рассказывать о том как бежит западный людь в великую Рашу за паспортом потому что мы такие духовные а гнилому Западу опять скоро хана. Вот уж действительно грабли наше всё.
В былое время "западный людь" (немецкий, главным образом) "бежал" в Россию и делал головокружительную карьеру верой и правдой служа ей.
Не путайте пожалуйста. То что вы описываете - наступило уже в петровской России. Когда старая дремучая Русь стала превращатся в новую европейскую державу под названием Российская Империя.
Вот и знаменитый Люка, друг всеми нами любимого Франсуа Пиньона, тоже в Россию бежал, истерзанный бездуховностью французскою.
Под десницу царя праведного, православного.
Святой Люка, значит.
Но если французские святые такие штуки мочат, то что же остальные, не святые, в своей Франции вытворяют?!.