Я пишу про Карабах 30 лет. И все эти тридцать лет эмоции в обсуждении конфликта зашкаливали, оставляя мало места спокойному анализу. Но та легкомысленная истерика, которая началась сейчас, когда Москва добилась очевидного успеха, не может не поражать.
Как маятник ни удерживай, он все равно стремится к точке равновесия. Подписанное во вторник ночью соглашение, по сути, о мире в Карабахе очень сильно напоминает проекты 1999 и 2011 годов, когда до подписания урегулирования не хватило каких-то миллиметров. И это не случайно. Принципиально других условий для достижения устойчивого мира просто не может быть.
Если придержать эмоции, то в сухом остатке остается следующее: Армения сохранила за собой ровно те районы, где было компактное проживание армян в пределах Нагорно-Карабахской автономной области (если принять для простоты советскую терминологию). Также она получает транспортные коридоры от этих районов до «материковой» Армении. Это ровно то, о чем шла речь с самого начала конфликта – еще с конца 1980-х. И формально никогда ни о чем больше речь и не шла.