Из основ политэкономии мы знаем, что монополия уничтожает конкуренцию на рынке товаров и услуг, способствует заключению картельных сговоров для регулирования цен и, в конечном итоге, ведет к снижению экономической эффективности. Поэтому с конца XIX века с монополиями нещадно борются с помощью закона. В России тоже. ФАС России был создан в 2004 году вместо упраздненного министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. И с самого его возникновения – в течение 16 лет – его возглавлял Игорь Юрьевич Артемьев. ФАС и Артемьев – «близнецы-братья», мы говорим – ФАС, подразумеваем – Артемьев, и наоборот. Но 11 ноября 2020 года этот прочный союз был разорван, Игоря Артемьева уволили с должности руководителя ФАС России. На его место назначен Максим Шаскольский, вице-губернатор Санкт-Петербурга, курировавший в правительстве Беглова вопросы энергетики и тарифного регулирования.
Свой среди чужих
Кроме того, что Артемьев – глава ФАС, еще один широко известный факт о нем – что он один из лидеров партии «ЯБЛОКО». Собственно, все 16 лет он был единственным членом правительства из этой партии. И это странно, потому что Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» неустанно подчеркивает свою оппозиционность и отказ идти на компромиссы с властью, но при этом член Федерального политического комитета этой партии 16 лет занимал крупную должность в правительстве – руководил Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации. Согласитесь, одно с другим плохо сочетается. И это не единственное несоответствие.
В декабре 2019 года Игорь Артемьев, выступая на XXI съезде «ЯБЛОКА», сообщил с трибуны, что «мотором и мозгом» его ведомства [ФАС] являются именно «яблочники». Действительно, под его руководством в ФАС работало все эти 16 лет немало «яблочников». Но в начале октября 2020 года на расширенном заседании коллегии ФАС России в Крыму Артемьев поделился с коллегами: «Открою вам небольшой секрет сейчас, пять моих заместителей идут на высшие президентские курсы губернаторов, скоро мы осиротеем, но получим пять губернаторов». Позже Артемьев уточнил журналистам, сообщает ТАСС, что его заместители находятся в президентском резерве. «Вообще это президентский резерв, это кандидаты в губернаторы или на высшие должности в федеральные органы исполнительной власти».
Сомневаюсь, что члены партии «ЯБЛОКО» входят в президентский резерв. Но если «мотором и мозгом» ФАС являлись именно они, то кем тогда были пять заместителей Артемьева, отправившиеся на высшие президентские курсы губернаторов? «Стальными руками-крыльями»? В принципе, учитывая особенности обучения на курсах губернаторов, где курсанты прыгали со скалы и парашютной вышки, учились стрелять из автоматов и пистолетов, бросать гранаты и ложиться под едущий БТР, стальные руки-крылья – это как раз то, что нужно.
И все же сочетание абсолютной лояльности власти и членство в Федеральном политическом комитете оппозиционной партии в одном человеке вызывает ощущение раздвоенности. Где-то Артемьев притворяется, то ли в кругу своих однопартийцев, то ли среди коллег из президентского резерва.
Может быть, премьер-министр Мишустин заподозрил эту раздвоенность и поэтому уволил Артемьева с большой и ответственной должности? Но нет. Освободив его от обязанностей руководителя ФАС, премьер предложил Артемьеву занять должность своего помощника, и тот его предложение принял, так что с 11 ноября 2020 года Игорь Артемьев является помощником Председателя правительства РФ. Круг его обязанностей еще не определен, но какая разница, был бы человек хороший, а должность под него всегда можно создать.