Документальная лента «Форум» снята к 50-летию Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе, это первый опыт такого рода основателя мероприятия Клауса Шваба. Мировая премьера состоялась в прошлом году на фестивале документального кино в Амстердаме. В России он будет показан впервые, и премьеру сегодня (30.11.2020) дополнит онлайн-диалог с режиссером фильма Маркусом Феттером и членом совета директоров ВЭФ Муратом Сенмез, его будет модерировать мой коллега, издатель VTimes Александр Губский.
«Шваб задумывал форум как площадку, где будут встречаться самые умные и успешные люди мира, чтобы находить пути, как сделать его лучше. Сейчас, в год ковида, усиления экологического кризиса и в целом глобальных изменений, эти вопросы становятся еще важнее. VTimes как медиа о глобальных переменах (и по совпадению появившееся как раз в этом году) обсуждает те же вопросы и стремится к диалогу на разных площадках и в разных форматах», – поясняет мне Губский участие VTimes в представлении ленты. Сам Шваб неоднократно формулировал миссию своего детища как диалог. И в фильме он снова повторяет, что создал форум как место, где люди не только говорят, но и слушают других. «Площадка, которая объединит всех», – не один раз повторит Шваб на камеру.
Условно в «Форуме» можно выделить три сюжетные линии. Первая – история ВЭФ, вторая – портрет Клауса Шваба, третья – фокус внимания форума в последние годы. Забегая вперед – это экологический кризис, поэтому в кадре не единожды окажется главная героиня другой недавней важной документалки «Я Грета» и одна из самых знаменитых девочек на планете Грета Тунберг.
Но прежде чем перейти к одной из самых острых тем современности, режиссер ленты Маркус Феттер пробует объяснить, почему ВЭФ – один из главных политико-экономических симпозиумов в мире. Фильм открывается таймлайном с видео ключевых событий и портретами главных спикеров форума с 1971-го – первого года проведения. Михаил Горбачев, Нельсон Мандела, Генри Киссинджер, Билл Гейтс, Владимир Путин. Падение Берлинской стены, теракты 11 сентября, банкротство Lehman Brothers и последовавший мировой финансовый кризис. Так Феттер сразу обозначает статус и значимость объекта своего интереса. И тут же подтверждает это, показывая прибытие гостей на ВЭФ-2018: президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер Великобритании Тереза Мэй и главная звезда – президент США Дональд Трамп. «Хай, эврибади», – неформально приветствует он всех собравшихся.
Убедив зрителей, что ВЭФ это действительно важно, камера перемещается в Амстердам, в офис Greenpeace International. Тогда же нам представляют вторую после Клауса Шваба главную героиню ленты – исполнительного директора Greenpeace International Дженнифер Морган. Она станет антагонистом несознательных мировых лидеров в борьбе с экологическим безобразием и будет выносить им самые суровые оценки. Собираясь на форум, Дженнифер опасается, что эти встречи (как и другие, подобные) останутся лишь пиаром. А форум будет таким, если компании-участницы (среди которых, например, гиганты Procter&Gamble и Pepsi) ограничатся только выступлениями и не изменят подход к работе. Позже она только утвердится в своем скепсисе. «То, что происходит в мире, – не мечта, а ночной кошмар. И эти люди его создают, – сокрушается Морган, пока камера снимает летнюю встречу участников ВЭФ. – Я не знаю, как эти люди спят по ночам. Все их дела – просто мыльный пузырь! По факту на 99% они сохраняют статус-кво и только на 1% что-то делают. Только громкие заявления, но я не вижу дел».
Единственное исключение – Клаус Шваб. Именно на его сознательность и авторитет надеются Морган и ее соратники. И в фильме Шваб не подводит: делает центральной темой форумов устойчивое развитие, старается говорить с лидерами об экологии и необходимости решительных шагов, приглашает на важнейшее мировое мероприятие Грету Тунберг, с которой у Greenpeace International тоже связаны большие ожидания.
Идея снять документальный фильм о Швабе и ВЭФ довольно очевидна. Внутренняя кухня одного из главных глобальных мероприятий интересна людям, тут не с чем спорить. Впервые в поле зрения широкой публики попадает закулисье форума. Например, мы видим, как по-разному выстроен приезд на площадку в Давосе лидеров разных стран. Кто-то появляется совсем без церемоний и свободно общается с гостями. А регламент для встречающих Трампа журналистов строг: всех выстраивают по кромке ковра и строго инструктируют не заступать за линию. Кстати, Трампа в фильме показывают больше всех из первых лиц (не считая только Шваба), и очень любопытно, что настроение этих кадров сильно отличается от привычного пресс-портрета американского президента. В Давосе нет никакого эпатажного Трампа и уж тем более Трампа-клоуна. Сам он спокоен, уверен в себе и серьезен, успокаивает публику, говоря, что пришел с миром, а главы транснациональных компаний, приглашенные на встречу с ним, предельно уважительны и рапортуют о сделанных в США инвестициях.
Чего фильму все-таки не хватает, это более подробного рассказа о самом Швабе. Да, режиссер успевает сказать пару слов о первом форуме, пару раз вставляет цитаты коллег Шваба о его незаурядных личных и деловых качествах, но все же есть ощущение, что о человеке, создавшем, на минуточку, одну из главных площадок для встреч мировых лидеров, можно рассказать побольше. Ведь не просто же так он завоевал тот авторитет, который позволяет ему приглашать одновременно и президентов ведущих держав, и Грету Тунберг. Хотя, может быть, секрет успеха Шваба именно в том, что он не рвался к микрофону, предоставляя свою площадку для выступлений других.-
Что еще почитать:
Девочка и зло. В российский прокат выходит биографический фильм об эко-активистке Грете Тунберг
Слишком красивая. В эпоху Трампа многое было чересчур. В том числе и стиль первой леди США
Что такое репутация. Чему документальный фильм о Трумене Капоте может научить Ксению Собчак, Юлию Таратуту и других «лидеров мнений»