Офис Google, Дублин, Ирландия. Фото: Unsplash.com

Офис Google, Дублин, Ирландия. Фото: Unsplash.com

Несколько десятилетий назад нефтяные корпорации могли навязывать свои правила небольшим государствам. Сегодня крупные цифровые компании, такие как Google, Twitter, Facebook, Amazon, контролируют огромные отрасли экономики и почти всю публичную сферу, а поэтому способны влиять на политику даже самых крупных держав. Государства пытаются защитить свой суверенитет и экономику от притязаний гигантов из Кремниевой долины, однако пока проигрывают эту битву.

Евросоюз готовится в корне изменить эту ситуацию и наконец создать целостную систему контроля за деятельностью IT-гигантов, способную оградить рынок и общество от злоупотреблений с их стороны. 15 декабря Еврокомиссия опубликовала первый вариант нового пакета законопроектов, направленных на регулирование цифрового бизнеса. Руководство ЕС планирует наложить большие ограничения на деятельность IT-гигантов и тем самым защитить пользователей от манипуляций информацией, а рынок – от монополизации и непрозрачности. Скорее всего, когда новое регулирование вступит в силу, оно распространится по всему миру – сработает «Брюссельский эффект». Однако без боя корпорации сдаваться не собираются.

Что за новые правила

Пакет, предложенный Еврокомиссией, состоит из двух законопроектов – о цифровых услугах (DSA) и цифровых рынках (DMA). Они должны заменить принятую в 2000 году Директиву об электронной торговле, а также ряд других норм.

По формулировке авторов, пакет призван защитить европейских пользователей от произвола цифровых гигантов и обеспечить более справедливую конкуренцию на рынке. Вице-председатель Еврокомиссии по вопросам цифрового общества и СМИ Маргарет Вестагер, известная своим бескомпромиссным отношением к IT-гигантам, сравнила пакет со светофором – в нем не было нужды до того, как был изобретен автомобиль, но затем это устройство стало совершенно незаменимым.