Иллюстрация: wellcomeimages.com
Никому не дано проникнуть в умы людей, ушедших из жизни вот уже почти двести лет тому назад, признает знаменитый американский историк Роберт Дарнтон во введении к своей книге «Месмеризм и конец эпохи Просвещения во Франции» (только что вышла в издательстве Новое литературное обозрение). В самом деле, что у нас общего с Парижем 1780-х годов, с идеями и научными представлениями этого далекого, совсем чужого времени?
На самом деле общего больше, чем кажется: из книги Дарнтона мы узнаем, что образованные парижане тех лет были очень похожи на нас: они столь же страстно увлекались политикой и социальными вопросами – но при этом мало кто из них предвидел великую революцию, которая всего через несколько лет как бы внезапно положит конец Старому режиму.
Они так же, как и мы, боготоворили науку, полагая, что она способна решить все проблемы человечества, – но при этом были болезненно мнительны и готовы довериться любому лекарю-шарлатану.
Впрочем, Франц Антон Месмер, создавший необычайно популярную в свое время научно-медицинскую школу «сверхтонкого флюида», вовсе не был шарлатаном, пишет Дарнтон: французы той эпохи
видели в учении месмеризма авторитетную систему, способную дать объяснение Природе и ее чудесным незримым силам, а иногда – силам, управляющим обществом и политикой. Месмер был подлинным властителем умов на закате Старого режима.
Рудименты учения Месмера, которое, по-видимому, затрагивает какие-то глубокие интуитивные струны в нашей душе, дожили до наших дней: пытаясь обяснить неотразимую привлекательность или мощную харизму какой-нибудь знаменитости, мы часто рассуждаем о «животном магнетизме». Это одно из ключевых понятий месмеризма.
С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Месмеризм и популярная наука», в котором описаны сеансы Месмера и общественный ажиотаж, который их окружал.