Русский иконописный канон Рождества Христова категорически не похож на привычную нам по западной живописи картинку. Вроде бы, все привычные персонажи и атрибуты Рождества на месте: ясли, младенец Иисус, Богоматерь, Иосиф, ангелы, волхвы, пастухи и даже осел и вол. Но сама картина выстроена настолько своеобычно, что человек, с традициями нашей иконописи не знакомый, может и не узнать один из главных христианских праздников.
Рождество из праздничного чина Благовещенского cобора Московского Кремля. 1410 год
Итак, первое, что бросается в глаза: вытянутое ярко-красное пятно в самом центре иконы, внутри которого контрастно темная фигура Богоматери. Все остальное чаще всего издалека воспринимается как общий фон. Богоматерь, лежащая на одре (что-то вроде подстилки, которую евреи носили с собой при передвижениях) — тут абсолютно доминирующий центр. И композиционный, и цветовой и структурный — именно положение тела Богоматери задает основную динамику и структуру рождественской иконы. Именно поворачивая тело богоматери, меняя угол или направление ее тела (а следовательно и ярко-красного пятна), иконописцы создавали новые визуальные эффекты и новые смыслы.
И только приблизившись к иконе, мы замечаем остальные фигуры — Иосифа, сидящего в задумчивости в правом (левом от нас) нижнем углу; ангелов; пастухов (или постуха) где-то скраю по центру; волхвов в правом верхнем углу (чаще всего на конях и непременно в дорогих одеждах); женщин-повитух слева внизу.
И уж при совсем пристальном взгляде замечаем маленький ящичек, в котором лежит спеленатый младенец, а над ним мордочки двух животных.
Причем часто младенец не просто мал, а непропорционально мал по отношению к Богоматери, и находится в глубокой цветовой тени по отношению к ее контрастной фигуре и ярко-красному одру. То есть живописная структура тут находится в очевидном напряжении со смысловой: младенец Иисус очевидный смысловой центр иконы.
C Рождеством Христовым! Спасибо за статью. Меня немного смутило то, что указание право-лево в тексте не совпадает с положением фигур на иконах (на самое первой иконе Иосиф слева, а пастухи - справа, тогда как в тексте - наоборот)...
Иконы принципиально описываются не со стороны смотрящего, а как-бы изнутри самой иконы (со стороны божественного мира). Так Богоматерь в деисусном чине всегда справа от Христа - традиционно справа рисуется то что важнее, но видим мы ее слева. Она справа именно от Христа (по правую его руку), а не от нас, смотрящих.
В первых своих статьях тут на Репаблике я предложил не морочится, а описывать иконы так как мы их видим. Но мне убедительно объяснили, что так нельзя и не правильно. И что я очень напрасно выпендриваюсь. Просто потому что это вносит путаницу, а во-вторых, потому что уже давно существует традиция так же описывать и обычную светскую живопись.
Тут легко и запутаться, особенно если персонаж спиной сидит, как на кругу Рублева, где Богоматерь изображена по левую руку мальчика, очевидно, Иисуса. Может надо про это отдельное разъяснение написать?
ffcad77727eaf78251dc25601e042219.jpeg
да, вы правы. Надо это сделать. И наверное делать каждый раз в той или иной форме
Ого, ничего себе! Спасибо большое, это открытие для меня, потрясающе - я не знал об этом....
Спасибо.
Почти на всех приведенных иконах присутствует "сомнительный мужик", обращающийся к Иосифу, типа, а твой ли это сын, иногда ему еще рожки стилизуют.
Большое спасибо, Андрей! Благодаря Вашему доброму, интеллигентному взгляду на православные символы легко ими проникаешься и осознаёшь, насколько важную роль играют эти архетипы в нашей жизни.
Спасибо, очень интересно!
Не поленились пойти взять книгу с ренессансными репродукциями, получаем большое удовольствие от сравнений изображений)
Желательно сравнивать с работами проторенессанса или раннего Возрождения.