Цыган с медведем, Болгария, около 1970 года

Цыган с медведем, Болгария, около 1970 года

Фото: Bin im Garten, Wikipedia Commons

Польский журналист Витольд Шабловский прославился своим бестселлером «Убийца из города абрикосов» (2010): сборник репортажей о Турции ярко показывал двойственность и противоречивость этой страны, как бы застрявшей между Западом и Востоком, и ставил под сомнение привычную метафору «моста между двумя культурами». Через несколько лет, когда через Турцию хлынул в Европу многомиллионный поток мигрантов, выяснилось, что «Убийца» – по-настоящему пророческая книга.

В работе «Танцующие медведи. Опыт обретения свободы» (выходит на днях в издательстве Corpus) Шабловский снова обращается к теме перехода – только на этот раз речь идет не о географических границах (хотя значительная часть книги посвящена Балканам), а об исторических и социальных: в главах книги, посвященных Болгарии, Польше, Украине и Кубе, автор рассказывает о крушении социализма в этих странах и трудностях транзита к демократии (в случае Кубы такой транзит, по мнению Шабловского, уже подспудно начался).

С любезного разрешения издательства мы выбрали для публикации фрагмент, посвященный коммунистическому прошлому Болгарии и довольно неожиданной роли, которую сыграли в победе болгарского коммунизма так называемые медведчики – бродячие артисты с дрессированными медведями. Медведчики (главным образом, цыгане) были крайне популярны в Болгарии, Румынии и некоторых других балканских странах, и закат этого ремесла (по большей части связанный с экологическими нормами ЕС) становится для автора метафорой отказа от некоторой части национальной самобытности.