Сергей Пирожников. Фото: личный архив

Сергей Пирожников. Фото: личный архив

Сергей Пирожников, основатель компании «Купибилет», рассказал Republic о том, как сказался 2020 год на туристической отрасли и как индустрии помогли российские власти, станут ли путешествия дороже или дешевле после пандемии, умер ли дауншифтинг и что стало с цифровыми кочевниками, а также о том, как ездить туда, куда хочется, если обычную визу пока не получить.

Можно ли сказать, что 2020 год для туристической отрасли был совсем потерянным?

– Год, конечно, был интересный. Особенно те несколько месяцев, когда был полный локдаун и практически никто никуда не летал. Но потом российский рынок восстановился очень быстро. А когда старые неповоротливые компании оказываются в тяжелом положении, это всегда возможность для молодых и проворных увеличить свою долю на рынке. Нам это удалось, и за последние месяцы мы даже немного выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года. Да, средний чек упал, но продаж стало даже больше.

Когда началась пандемия, мы не стали, как многие, экономить за счет увольнения сотрудников. Во-первых, у нас IT-компания, и мы бережем нашу команду разработчиков. А во-вторых, в начале года на нас обрушился шквал возвратов из-за отмены практически всех рейсов – и пришлось даже нанимать новых людей в колл-центр, чтобы они все это обрабатывали. Обучать их работать с системами бронирования и другим навыкам. В итоге мы справились, по-моему, лучше многих других. Хотя это клиентам судить, конечно.

Сейчас волна возвратов уже схлынула?

– В основном да. Сейчас процент возвратов уже не такой, как на пике, но все равно выше, чем он был раньше в индустрии. Нередко бывают, например, ситуации, когда кто-то заболевает коронавирусом перед вылетом и, опять же, сдает свой билет.

Дошло до того, что некоторые крупные компании, занимающиеся эквайрингом (обработкой онлайн-платежей. – Republic), отнесли весь бизнес, связанный с путешествиями и отдыхом, в категорию высокорисковых как раз из-за большого количества возвратов.

Почувствовали ли вы помощь от российского государства?

– Самая главная поддержка – это то, что разрешили перелеты. С моей точки зрения, это было дальновидное решение. Вообще, согласно недавнему отчету IATA, восстановление экономик разных стран сильно коррелирует с разрешением их властями как локальных, так и международных авиаперевозок. Случаи заражений в самолетах крайне редки, для снижения риска принимаются специальные меры – такие как тестирование пассажиров.