Возвращение Алексея Навального в Россию, навстречу заранее обещанным судам и тюремным срокам, вызывает множество эмоций. Профессиональные борцы с Навальным наслаждаются днями своего триумфа, а сторонники не скрывают восхищения его мужеством и готовности организовывать протесты и участвовать в них. Остальные группы активного населения переживают ситуацию по-разному, но большею частью – пытаясь успокоить себя, оправдать свое равнодушие и нежелание рисковать привычным укладом жизни ради призрачной возможности изменить что-то к лучшему.
Обсуждать эмоции людей, которым давно уже все равно, и вовсе нет никакого смысла – точно так же, как они совершенно равнодушны к борьбе Навального и его злоключениям, они равнодушны и ко всему остальному. Таким что свершения Путина, что свержение Путина – лишь бы сериал вовремя начался.
Выросшие в 90-е, привыкшие иронично относиться ко всему и гордиться своим цинизмом, испытывают самые большие сложности. С одной стороны, Навальный – это наш ровесник и вроде бы все с ним должно быть понятно. С другой стороны, он делает вещи, которые для многих непостижимы: ради идей, ради презренной «политоты» жертвует самым святым – возможностью наслаждаться жизнью, причем не в России. И даже оказавшись в тюрьме сразу после прилета в Россию, с реальной перспективой провести там много времени и с оглядкой на недавнюю попытку отравления, он не останавливается: его команда выпускает сенсационное расследование о дворце Путина, прямо обвиняя президента в России в коррупционных связях.
«Как Ленин»
Обсуждая возвращение Навального в Россию, многие наблюдатели активно использовали аллюзии на российскую историю, а именно – советскую мифологию о Ленине. Дескать, можно же и из-за границы готовить революцию, а потом приехать, выступить с броневика и взять власть.
В теории все действительно выглядит красиво: Навальный с семьей живет в комфорте и безопасности в Европе, весело шутит в социальных сетях и азартно разоблачает там власть, а мы репостим и лайкаем, немного завидуя, а то и ворча. Потому что вовсе не зазорно поругивать, поучать и критиковать живущего в безопасности человека – мол, ничего-то он там не понимает, не к тому призывает, потерял связь с Отечеством и только проповедует издалека.
Потом все как-нибудь все само проворачивается, и вот он уже наш президент! Ну или не он, а кто-нибудь другой, совсем идеальный и прекрасный, а то Навальный-то «новый Ельцин» и вообще «очень авторитарный».
К сожалению, любые рассуждения о возможности жить в эмиграции и оставаться реальным лидером оппозиции в России – это или самообман, или элементарное непонимание того, как вообще устроена политика.