В последний день своего пребывания на посту госсекретаря США Майкл Помпео опубликовал на сайте Госдепа пространное заявление для прессы под названием «Определение государственного секретаря о зверствах в Синьцзяне». В нем соратник Трампа обвинил власти коммунистического Китая в систематическом геноциде уйгуров, проявляющемся в том числе: «в произвольном лишении свободы или ином жестоком лишении физической свободы более одного миллиона гражданских лиц, принудительной стерилизации, пытках большого числа произвольно задержанных лиц, в принудительном труде и введении драконовских ограничений на свободу религии или убеждений, свободу выражения мнений» и т. д.
«Преступления против человечности» в Синьцзяне Помпео – тут же прозванный в Пекине «клоуном и посмешищем для всего мира» – уподобил ужасам нацистских концлагерей и предрек для виновных международный трибунал типа Нюрнбергского в обозримом будущем. В документе Госдепа политика Компартии Китая в Синьцзяне прямо названа геноцидом и «зверствами», которые «КПК и ее генеральный секретарь Си Цзиньпин хотят скрыть с помощью запутывания, пропаганды и принуждения».
Более того, Помпео поручил Госдепартаменту США «продолжать расследование и сбор соответствующей информации о продолжающихся зверствах в Синьцзяне и предоставить эти доказательства соответствующим властям и международному сообществу в той мере, в какой это допускается законом».
Отметим, что «дипломатическая шалость» главы Госдепа – далеко не единственный в последние месяцы укол китайцам от администрации Трампа. Достаточно упомянуть запрет на американские инвестиции в 35 крупнейших китайских компаний (с запретом им котироваться на биржах США), рекордный объем заключенных в 2020 году контрактов на поставки американских вооружений Тайваню и, наконец, снятие 9 января Госдепартаментом США всех ограничений на контакты американских дипломатов и других представителей с их тайваньскими коллегами. Это решение уходящей администрации Трампа названо в Пекине «очень враждебным», «ломающим нижнюю линию китайско-американских отношений», а применительно к Тайваню – представляющим «имманентную опасность». Сразу расшифруем последнее: в Пекине считают, что в гипотетической войне Штатов с Поднебесной вашингтонские ястребы готовы принести в жертву процветающий Тайвань.
Наиболее значительный вызов
А что будет делать администрация Байдена в ситуации, когда отношения США с Китаем опустились до уровня «ниже плинтуса»? Казалось бы, логичней всего было «отменить» или как-то дезавуировать наиболее одиозные антикитайские демарши администрации Трампа. Но не все так просто. Ведь в США сложился практически всеобщий консенсус в вопросе о политике в отношении Китая, представляющего, по определению нового главы Госдепартамента Энтони Блинкена, «наиболее значительный вызов для США, для интересов американцев».
Более того, определение «геноцид» для политики Пекина в отношении уйгуров, как утверждают некоторые, вроде бы первым использовал полгода назад Дж. Байден (хотя и сделал это неофициально устами своего пресс-секретаря). И демократы заявили сейчас, что администрации Трампа следовало бы обвинить Пекин в геноциде в отношении уйгуров давным-давно, а не за день до сложения своих полномочий. Кстати, уколовший по этому поводу Трампа и Помпео сенатор-демократ Боб Менендес, только что возглавивший Комитет по иностранным делам Сената США, широко известен как главный генератор и автор целого ряда резонансных докладов по китайскому вопросу. В них фактически сформулирована новая доктрина Вашингтона в отношении Пекина, нацеленная на более последовательное и жесткое военно-политическое и технологическое противостояние США Китаю. В этих докладах администрация Трампа была раскритикована за «непоследовательность» ее политики в отношении Китая.
То есть ожидать, что Байден извинится за «шалости» Помпео, не приходится.