Татьяна Толстая. Фото: Телеканал Дождь / youtube.com

Татьяна Толстая. Фото: Телеканал Дождь / youtube.com

Грета Тунберг, Black Lives Matter, #MeToo, феминизм, безусловный базовый доход, ЛГБТ, отношение к людям с инвалидностью — эти вопросы внесли в русскую либеральную мысль такую смуту, что кажется, либеральная мысль этого не переживет. Как реагируют российские публичные интеллектуалы на вызовы времени, чем вызвана тенденция к праворадикализации?

В 1882 году Альфонс Алле, французский интеллектуал-балагур, представил картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Это не было первым черным квадратом (вернее — прямоугольником) в искусстве, но, по всей видимости, это был первый черный квадрат, специально изготовленный для галерейного пространства — работа экспонировалась на выставке «Отвязные искусства». Алле работал также с музыкой и текстами и мог бы стать отцом минимализма, но по легкости характера никакой художественной школы затевать не стал, оставив все в рамках игры. Спустя 30 лет, в 1915 году состоялась выставка в Москве, где снова явился черный квадрат, но уже с очень серьезным выражением лица. Казимир Малевич пришел не шутки шутить, а создавать супрематизм. В 2015 году Третьяковка выяснила, что под верхним красочным слоем работы Малевича содержится надпись со словами «битва» и «негров», которую автор работы, видимо, в итоге решил замазать.

Здесь можно увидеть устоявшийся паттерн — культура Запада подает реплику культуре российской. Сериал «Бриджертоны» подал реплику Татьяне Толстой и занятно, что диалог культур снова завязался на черном цвете. Обнаружив в сериале темнокожих герцогов и графинь, писательница Толстая осталась «Бриджертонами» совершенно недовольна, о чем и написала в фейсбуке емкий отчет. Далее разговор о допустимости черного продолжился на других площадках, где писательницу осудили за расизм. Защищаясь, Толстая впала в некоторое юродство, призвав в «Лебедином озере» заменить балерин-людей на натуральных птиц, после чего дискуссия сошла на нет.