В прошлую пятницу Европейское агентство лекарственных средств (EMA) наконец одобрило применение вакцины AstraZeneca и Оксфордского университета. Главный исполнительный директор фармацевтической компании Паскаль Сорио вечером того же дня заявил о немедленной поставке как минимум 3 млн доз вакцины и пообещал увеличить их объем в ближайшие дни до 17 млн.
Однако впечатление о гармонии между Евросоюзом и AstraZeneca обманчиво. Брюссель и британо-шведская компания находятся в состоянии необъявленной войны. Поводом стало предупреждение фармацевтов о временном снижении объемов поставок вакцины в Европу в феврале-марте на 60% с 80 до 30 миллионов доз.
Неделей раньше, 15 января, о снижении для шестерки балтийских и северных стран объявил еще один фармацевтический гигант, американская компания Pfizer, объяснившая, что для повышения объемов вакцины на фабриках необходимо произвести кое-какие изменения.
Европа сделала ставку на вакцину AstraZeneca, потому что она дешевле вакцин конкурентов – Pfizer-BioNTech SE и Moderna, которые уже используются в Европе. Кроме того, ее легче хранить и транспортировать.