Главная театральная новость начала февраля совпала в России с главной политической. Буквально в тот же день, когда судили Алексея Навального, стало известно, что Департамент культуры Москвы не планирует продлевать контракт с руководителем Гоголь-центра Кириллом Серебренниковым (отбывающим условный срок по кафкианскому делу «Седьмой студии»). Рифма двух событий могла оказаться случайной, но выглядит уж слишком символично.
Кто стоит за решением не продлевать договор
Формально договор с руководителем театра московского подчинения заключает столичный Департамент культуры. Но логически рассуждая, самому Департаменту продлить такой контракт было бы скорее выгодно. Ведь у него, как у любой государственной структуры, есть своя отчетность. И по этой отчетности Гоголь-центр – отличник и передовик производства. Дотация у него не очень большая, меньше, чем у многих других московских театров, зато заполняемость зала фантастическая. Цены на билеты высокие. Премьер в сезоне много. То есть Гоголь-центр не просто сидит на шее у государства, но в значительно степени сам себя обеспечивает. О театре беспрерывно пишет пресса, его приглашают на международные фестивали, его выдвигают на разнообразные премии. В общем, с какой стороны ни посмотри, Гоголь-центр – визитная карточка Москвы. Нормальному чиновнику нет никакого резона уничтожать такой хороший театр. Не потому, что этот чиновник большой поклонник Серебренникова и эстетики Гоголь-центра, а потому что он чиновник: ему удобно иметь дело с отличниками ежегодной отчетности. И есть подозрение, переходящее в уверенность, что решение о том, чтобы не продлевать контракт, продавливается структурой из трех букв, которая фактически и осуществляет руководство Российской Федерацией. Формально, к слову сказать, это решение пока не принято.
В царстве мертвых (духовно мертвых) надо уничтожать всё живое, всё непокорное.
О сегодняшней политике России во всех сферах народной жизни можно сказать словами Маяковского, переставив слова:
Обожаю всяческую мертвечину!
Ненавижу всяческую жизнь!
Маяковский писал стихотворение, в котором ненавидел мертвечину и обожал жизнь, к 125-летнему юбилею Александра Сергеевича. А сегодня у нас Пушкин формально признан, но юридически он враг власти и достоин самого сурового уголовного преследования за свои стихи: за "Во глубине сибирских руд", за оду "Вольность", где просто призыв к убийству первого лица государства:
"Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу".
И, наконец, его Памятник. Какую "свободу", какой "жестокий век", какая "милость к падшим". Только дубинки и автозаки, жду, когда наш Минкульт и Минобраз просто запретят преподавать Пушкина, оставив из всего его творчества для заучивания "Клеветникам России", но никаких "Пока отвагою горим" с целью уничтожения "самовластья".
и ни слова о том, почему дело седьмой студии "кафкианское", поэтому критичного контекста не хватает.
- человек не только хороший режиссёр но и попилить не против?
- человек хороший режиссёр и поэтому у него есть враги которые его оболгали?
- человек хороший режиссёр но "у нас в стране чтобы получить такие контракты надо договариваться" поэтому его подставили те кто ему этот контракт обеспечил?
или?
об этом очень много написано, есть целый номер журнала "Театр", посвященный всесторонней экспертизе "Седьмой студии" и проекта "Платформа", пересказывать это в стопятидесятый раз нет совершенно никакого смысла, но, думаю, вы писали свой комментарий не в целях содержательной полемики
нет, я действительно не знаю (странно да?) а автор статьи очевидно не удосужилась даже дать ссылку на позицию, с которой солидарна. содержательная полемика - сложная штука, я понимаю
Для тех, кто был на спектаклях в Гоголь-центре, кто ценил эту атмосферу творчества и свободы, это ужасная новость. А Департамент культуры делает ужасную ошибку, выдавливая из Москвы выдающегося режиссёра. Потом будут каяться, как за Бродского и других вынужденных эмигрантов. Как легко мы разбрасываем по всему миру свои таланты...
Я с Вами согласен, но те, кто правит нами сегодня, жалеют, что Бродского упустили, как и Пастернака, и Солженицына. Вспомните дело Даниэеля и Синявского. Кто их всех защищал? - гнилой Запад, Госдеп, пиндосы - это было грубым вмешательством во внутренние дела советского государства. Вот такая хорошо узнаваемая риторика.
Ничего не изменилось. Нами правит Антикультура.
Поверьте, они ни в чем не каются, они жалеют, что расстрелянные были реабилитированы. Незачем нам говорить о Лесе Курбасе, расстрелянном в Сандормохе, или о Мейерхольде, или о Михоэлсе. Органы гордятся своим прошлым. С помпой отметили столетие своего ведомства.
Смешно, конечно, про ротацию, учитывая, что в России почти всегда худруки театров сидят в должности пока их вперёд ногами не вынесут.
А вообще я за Серебренникова рад. Уедет наконец в Европу (проблемы с паспортом решаемые, и вообще, это могло быть условием отставки, например) и будет у него все отлично.
«будет у него все отлично»
.
Думаете, на руках носить будут в Европе просвещенной?
Ну вообще он и так достаточно успешно уже работал в Европе.
В сегодняшней Европе будут. Там нынче "псевдокультура" в почете)