Отношения России и Евросоюза опустились до самого низкого уровня за многие годы, заявил вчера в Москве глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Днем раньше президент США Джо Байден, выступая с программной речью в Госдепартаменте, пообещал, что Америка больше не будет «отступать перед агрессивными действиями России».
Риторика холодной войны вернулась в полном объеме, и сегодня, когда словосочетание «русский программист» стало едва ли не синонимом понятия «хакер-преступник на службе ФСБ», даже немного странно вспоминать эпоху конца 1980-х – начала 1990-х: тогда наша страна (казалось, вполне искренне) пыталась стать частью цивилизованного мира, а на мировых компьютерных выставках с доброжелательным любопытством встречали первых советских IT-предпринимателей и стартаперов (впрочем, ни слова «стартап», ни сокращения «Ай-Ти» русский язык тогда не знал).
«Пожалуй, за многие десятилетия – если не за всю историю – это был пик мировой популярности русских. Дальше дело пойдет только по нисходящей», – констатирует Максим Котин, автор книги «Пионеры Кремниевой долины. История первого стартапа из России, покорившего мир» (только что вышла в издательстве Манн, Иванов и Фербер). Книга рассказывает историю Степана Пачикова – легендарного советского компьютерщика, основателя одного из первых советско-американских СП «ПараГраф» (1988).
Скромная компания, возникшая в недрах одного из перестроечных кооперативов, скоро стала одним из мировых (!) лидеров в области распознавания текста и трехмерной графики, а в 1997 году была продана корпорации Silicon Graphics за 80 миллионов долларов. (Впоследствии Пачиков придумал и построил всемирно известный сервис Evernote, но это уже немного другая история).
В отрывке из главы «Восемь хренятин» рассказывается о том, как… Стоп-стоп, что за «хренятины»? Оказывается, так в команде Пачикова называли Xr-элементы – отдельные элементы (кружочки, палочки, петельки), на которые программа-распознаватель разделяла каждую букву. Итак, в отрывке из главы, который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывается о первых шагах «ПараГрафа» на мировом рынке – и о том, как команда Пачикова на полную катушку эксплуатировала страстный интерес Запада к советской экзотике.