Фото: adm_tyazhin_mo / instagram

Фото: adm_tyazhin_mo / instagram

Алексей Навальный, уже находясь в заключении, продолжает оставаться хедлайнером политической повестки: кампании вокруг его фигуры ведутся в полный рост. Власти запустили в его отношении еще с лета приготовленный процесс по делу об оскорблении ветерана Великой Отечественной войны. Сторонники Навального в свою очередь устроили акцию с фонариками 14 февраля, продолжив таким способом приостановившиеся митинги.

Хотя к ближайшим выборам в Госдуму ни Навальный, ни Кремль прямого отношения не имеют, все ведут себя так, будто не одна сторона противостояния давит другую, а в разгаре предвыборная кампания, в которой штабы кандидатов используют любые возможности для атак на оппонента.

Как и положено подобным акциям, они по существу не то, чем хотят выглядеть. Предложение от Леонида Волкова выйти вечером в День всех влюбленных во двор и зажечь на несколько минут фонарики или свечи не имело отношения к романтике. В лозунге «Любовь сильнее страха» под страхом понимался страх перед режимом, перед полицейским насилием, с которым столкнулись оппозиционеры на демонстрациях неделей раньше; человек, выходящий с фонариком, не просто включал лампочку, а открыто сообщал: «Я за Навального», то есть «против Путина».

Власть такие символические подтексты, конечно, тоже считывает сразу. Чиновники, силовики и депутаты, кинувшиеся, как всегда, блокировать и запрещать, стали выглядеть глупо, но в принципе они просто все правильно поняли. Не имеет значения средство выражения идеи, если идея остается той же самой – к примеру, несколько лет назад в Белоруссии оппозиция придумала в качестве протеста просто хлопать на улицах в ладоши, и аплодирующих хватали и тащили в автозаки (а потом и вовсе приравняли аплодисменты к нарушениям правопорядка), потому что это все равно было выражением протеста. Поэтому же полицейские задерживают митингующих с чистыми листами в качестве плакатов.