Магазин Yves Rocher в Париже. Фото: Paris16 / flickr.com

Магазин Yves Rocher в Париже. Фото: Paris16 / flickr.com

Свой первый магазин в России компания «Ив Роше» открыла на Тверской в 1991 году, и с тех пор ее дела шли все лучше и лучше. Семейное предприятие, основанное в 1959-м и пользующееся симпатией во Франции как узнаваемый бренд, созданный на национальной почве, смогло угадать большой потенциал спроса на косметическую продукцию «made in France» в стране, только открывавшей для себя волшебный мир потребления. Ставка на новый рынок себя оправдала. Сегодня на Россию приходится 15% оборота «Ив Роше», и это второе место по объему после Франции. Работают 300 магазинов, обслуживаются 4 млн клиентов.

Конечно, никто в российском филиале компании, названном «Ив Роше Восток», не мог предположить в 2008 году, что заурядный контракт на доставку посылок с фирмой «Главное Подписное Агентство» обернется многолетним скандалом. Имя братьев Навальных, учредителей их нового контрагента, ни о чем тогда не говорило французам (да и не только французам). То, что произошло далее, хорошо известно: в декабре 2012 года генеральный директор «Ив Роше Восток» Брюно Лепру написал заявление в Следственный Комитет о возможном ущербе из-за договора с «Главподпиской»; несмотря на проведенный внутренний аудит и последующие утверждения представителей «Ив Роше» об отсутствии претензий, ничто не могло остановить следствие и суд; дело закончилось обвинительным приговором 30 декабря 2014 года для Олега и Алексея Навальных (условный срок для последнего); в октябре 2017 года Европейский суд признал приговор произвольным и необоснованным; при этом он не был уполномочен рассматривать дело по существу и объявлять о виновности или невиновности. Наконец, 17 января 2021 года Алексея Навального арестовали после прилета из Германии за нарушение условий испытательного срока по этому делу. Уже 2 февраля условный приговор был заменен на реальное заключение.

Обращает на себя внимание одна деталь. Заявление Брюно Лепру, написанное более восьми лет назад при странных обстоятельствах, до сих пор служит формальным основанием для преследования Алексея Навального. Гонения продолжаются как бы и от имени «Ив Роше», что не радует руководителей компании. После известных событий второй половины 2020 года Навальный превратился в глазах общественного мнения в Европе в отважного и бескомпромиссного соперника Путина, который сражается за правое дело, обличает коррупцию и нуждается в поддержке. Фактически он является политическим заключенным. Никому не хотелось бы выглядеть в этой ситуации пособником российской власти, предоставившим формальный предлог для преследования.