Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Броское сопоставление в названии книги Марианны Вулф «Пруст и кальмар. Нейробиология чтения» (вышла недавно в ИД Азбука-Аттикус) разъясняется уже во вводной главе: французский романист-эстет Марсель Пруст и «пугливый, но хитрый» кальмар становятся для автора – известного американского нейробиолога и педагога, руководителя Центра исследований чтения и языка в Университете Тафтса (Бостон) – метафорой двух взаимодополняющих взглядов на чтение.

Пруст, называвший чтение «святилищем, где люди имеют доступ к тысячам различных реальностей, которых в ином случае они никогда не увидели бы и не поняли», олицетворяет чтение как интеллектуальный процесс познания. А кальмар с его специфическим устройством центральной нервной системы служит метафорой чтения как сложнейшего нейробиологического феномена:

В 1950-е годы ученые использовали длинный центральный аксон кальмара, чтобы понять, как нейроны выстреливают и передают друг другу информацию, а в некоторых случаях – чтобы увидеть, как нейроны активируются и как компенсируют изменения, если что-то пошло не так… С точки зрения науки знакомство с чтением ребенка с дислексией чем-то похоже на изучение молодого кальмара, который не может плавать быстро.

Дислексия – то есть неспособность научиться читать при сохранении общей способности к обучению – один из главных сюжетов «Пруста и кальмара», и этот сюжет имеет для автора книги особое личное значение: старший сын Марианны Вульф – дислексик. У этой проблемы очень сложные и не до конца понятные нейробиологические причины.

Развивая метафору, автор пишет, что кальмар, так и не научившийся быстро плавать, должен, по идее, неизбежно погибнуть – тем не менее, животные, «плавающие не так, как все», составляют до 10% популяции. То же и с дислексией: Марианна Вулф утверждает, что эта особенность, лишая человека доступа к «святилищу» Пруста, подчас открывает перед ним новые возможности. К сожалению, так, по-видимому, бывает не всегда.

С любезного разрешения издательства мы публикуем два отрывка из книги: в первом автор говорит о роли семьи и среды в процессе обучения чтению, во втором рассказывается история талантливого ребенка с дислексией и приводятся пугающая статистика навыков чтения у младших школьников.