Новость о пакете европейских санкций вызвала большое разочарование в кругах тех критиков нынешнего нашего режима, которые успели сами себя убедить, что могут быть какие-то такие западные санкции, которые разом решат все проблемы России и заставят Владимира Владимировича если не заплакать и отказаться от власти, то хотя бы выпустить Алексея Анатольевича и вообще перестать нагнетать.
Что и говорить, европейские санкции могли бы быть и позубастее, затронуть более широкий круг причастных к тиранству лиц. Но случилось ли что-то плохое или в робких европейских санкциях можно увидеть не только трусость тамошних политиков?
Санкции: взгляд из окопов
Самый понятный взгляд на проблему – это взгляд недовольных существующим режимом Путина граждан России.
Чем дальше, тем отчетливее они видят, что наносить санкционные удары имеет смысл по конкретным людям, которые являются бонусополучателями существующих порядков, желательно – по максимально близким к самому несменяемому лидеру. Потому что пресловутые «секторальные санкции» – это удары по экономике России, весь ущерб от которых нынешняя элита страны мастерски перекладывает на рядовых граждан, заставляя страдать прежде всего их. Себе они все потери компенсируют, надеюсь в этом никто не сомневается. Даже злосчастный «Северный поток» в самом худшем случае станет больше психологическим поражением, чем серьезно испортит кому-то в окружении Путина жизнь: для пострадавших найдут или с нуля придумают другие, столь же денежные проекты.
Некоторым все еще кажется, что постепенное ухудшение жизни граждан приведет их к понимаю того, что надо что-то менять в политике. Теория выглядит убедительно, но по сути является развитием известной теории о холодильнике, который якобы может победить телевизор.
Пора признаться, что теория эта неверна.
Во-первых, ничего хорошего в том, что всем будет становиться хуже и хуже, нет. Пропаганда не зря смакует словосочетание «санкции против России», чтобы тем самым объяснить публике, кто заставляет страдать всю Россию и каждого в отдельности. Надо быть фанатиком или циником, чтобы желать обнищания всем вокруг и себе тоже. Кроме того, надо помнить, что Путин в любом случае не вечен, а вот если к моменту его ухода из власти экономика России будет лежать в руинах, плохо будет вовсе не ему, а всем нам и еще много лет.
Во-вторых, постепенное ухудшение жизни не ведет к быстрому росту оппозиционных настроений. Люди привыкают к новому уровню жизни и при этом тратят все больше усилий на решение своих повседневных экономических проблем, так что времени на политическую активность, да и желания рисковать у них не остается.
Более того, чем беднее становится средний гражданин, тем меньше надо усилий и средств, чтоб купить его подачками или же напугать перспективой увольнения в случае участия в митингах или любой другой предосудительной деятельности.
Чтобы экономические санкции произвели быстрый и очевидный эффект, они должны быть невероятно мощными.
Но что бы это такого могло быть? В голову не приходит ничего, кроме пресловутого «отключения России от системы SWIFT», практическим следствием которого стало бы если не полное, то значительное разрушение банковской системы. Но и эта мера в настоящее время является фантастической – и это к лучшему.
Взгляд с Запада
Как же видят ситуацию руководители стран Запада и почему там все такие осторожные, если не употреблять более крепких выражений?