Издательство «АСТ» в ближайшее время выпускает книгу Джима Квика «Безграничье. Прокачай мозг, запоминай быстрее», абсолютный бестселлер по версии The New York Times и бестселлер № 1 The Wall Street Journal. Джим Квик, всемирно известный тренер по нейродисциплине и развитию мозга, более 25 лет работал с известными актерами (Киану Ривз, Хью Джекман) и бизнесменами (Илон Маск) над раскрытием их внутреннего потенциала и сверхспособностей мозга.
«Цель книги – помочь вам сбросить оковы. Положить конец трансу, в котором мы все живем: массовому гипнозу и лжи, которой мы научились от наших родителей, социальному программированию, манипуляциям СМИ и маркетингу – всему тому, что убеждает нас, что мы не можем выйти за флажки», – говорит автор.
С любезного разрешения издательства журнал «Будущее» публикует главу 10 из книги, она называется «Поток» и содержит ответы на следующие вопросы: «Почему поток так важен, чтобы стать безграничным?», «Как мне достичь состояния потока?», «Каковы основные угрозы для состояния потока?».
Я уверен, у вас бывали такие времена, когда вас настолько поглощало ваше занятие, что все остальное просто выпадало из поля зрения, и казалось, будто это самое естественное, что вам когда-либо доводилось делать. Вероятно, занимаясь этим делом, вы даже теряли ощущение времени. Люди постоянно рассказывают мне о том, что они так глубоко погружены в свою работу, что не понимают, какое сейчас время суток, либо пропускают по нескольку приемов пищи.
Подобное состояние называется «поток».
Три последних вопроса - вредны. Если берясь за проект, вы будете спрашивать себя:
- Обладаю ли я для этого необходимыми навыками? (Разумеется, не всеми!)
- Есть ли у меня вся необходимая для этого информация? (Разумеется, всей и сейчас - и близко нет!)
- Действительно ли этот проект вызывает у меня интерес? (После первых двух вопросов - уже не факт, что вызывает)
... то вы никогда и не возьмётесь за проект, и так и будете себя укорять...
Сам факт того, что вы выбрали проект и собираетесь за него взяться - уже мощный аргумент за, и не нужно терзать себя лишними вопросами. За исключением одного - если вы рискуете в проекте своими или заёмными деньгами, и сумма существенная для вас - тогда - да, задавайте вопросы, но другие - оценивающие конкретные риски и угрозы для ваших инвестиций.
интересно.
ключевая фраза: "боролся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также с неспособностью сосредоточиться." как человеку, с детства страдавшему СДВГ, мне хорошо известно многое из написанного, только я для описания использую несколько иную семантику. у нас, СДВГ-шников, есть проблемы, которые широко известны, но у нас есть и своя сверхспособность - гиперфокус; она "включается" только при определённых условиях, и изначально её тяжело применять по своему желанию - этому надо учиться. ребёнком я, естественно, не знал, что у большинства других людей такого же нет, и удивлялся непониманию родителями своих потребностей фокусироваться, а когда стал немного постарше, обнаружил, что в состоянии гиперфокуса не то чтобы "повышается в пять раз производительность" - гораздо больше, уровень восприятия информации настолько повышается, что становится возможным решить задачи, невыполнимые в обычном состоянии! в итоге я рационально проанализировал то, как я попадаю в это состояние, и плюс-минус научился вызывать его усилием воли.
так вот, многое из того, что пишет автор, перекликается с моим собственным опытом и моими ощущениями - но не всё; некоторые вещи существенно отличаются от того как это описал бы я - видимо, отчасти из-за индивидуальных особенностей, отчасти из-за различий в семантике. но насколько всё это применимо к "нормисам" - к этому есть вопросы. ну то есть безусловно было бы очень здорово, если подобным трюком мог бы пользоваться кто угодно, но насколько для этого необходимо, чтобы физиология была заwire'ена определённым образом, а что из этого можно добиться какими-то психосоматическими приёмами, мне не очень понятно.
Не могу сказать что нашел что то новое.
Некоторые мысли по этому поводу тут напишу, поскольку размышляю об этом феномене уже много лет. Палийский буддистский канон сформировался пару тысяч лет назад и представляют собой корпус древних текстов, теоретически восходящий напрямую к тому, что говорит Будда. Помимо всяких интересных вещей, типа запрета щекотать живых существ, он содержит в себе так же и инструкции о том, что именно нужно делать, чтобы обрести магические способности, как-то ясновидение, яснослышание, левитация и тд. Конкретные тексты, пускающиеся в детальное описание это Visuddhimagga и Vimuttimagga. Метод, описанный там, сводится к достижению особых состояний концентрационной медитации именуемой на пали Джана (или Дхьяна для вас, о фанаты санскрита!), коих насчитывается 8 штук https://en.wikipedia.org/wiki/Dhy%C4%81na_in_Buddhism . В своих речах Будда то и дело ссылается на эти джаны, но никогда не поясняет, что именно имеется ввиду, всё дело в том, что в среде хардкорных медитаторов две с половиной тысячи лет назад было совершенно очевидно, что это такое и не нуждалось в дополнительных пояснениях. Поэтому по сей день ведутся споры о том, какой именно глубины концентрации необходимо достигнуть, чтобы войти в те мифические измененные состояния сознания. Тем не менее, имеются описания этих состояний в смысле общих переживаний, и для тех, кто достигал их сегодня (пусть может быть и в более легкой форме) в общем и целом очевидно, что они представляют собой особую разновидность Потока, достижимую исключительно в концентрационной медитации. В тексте выше видим, - «почувствовал себя так, будто оказался в Матрице; он мог предугадывать приемы своего противника, прежде чем тот успевал к ним прибегнуть», что вообще говоря соответствует описанию магических способностей из древних буддистских текстов, пусть и не столь драматичных. Как я это понимаю Джана и Поток предоставляют собой примерно одно и тоже состояние незначительно отличающиеся между собой. Поскольку, например, из моего личного опыта следует, что выйдя из медитации, в которой удалось войти в Джану, сразу же оказываешься в Потоке, который может длиться пару часов и действительно иногда кажется, что можешь творить вещи за пределами своих способностей. Сюда же так и напрашивается т.н. ASMR https://republic.ru/posts/95890 , который так же представляет собой особое ИСС связанное с концентрацией. Я бы даже провел такую линию ASMR > Поток > Jhana, которые представляют собой очень похожие или даже идентичные ИСС расположенные по восходящей линии концентрации. Заодно хотелось бы формально отделить эти состояния от транса, который всегда сопровождается некоторой «суженностью» сознания (см. например гипноз) или своего рода разновидность сонливости, а в ASMR\Поток\Jhana сознание всегда ясное.
Всё так, Максим, всё так. Только с точки зрения моего Будды:) автор описывает неописуемое в стиле " 5 советов как быстро научиться не думать про белую обезьяну". Начиная свой путь с созерцания внешней природы в действии, легко заплутать, приняв мнимое и условное свойство вещей за их реальность. Ведь если какой то предмет познается, то он кажется существующим, таково уж свойство помраченного сознания. И если во главу угла ставить повышение эффективности сотрудника, то ни о каком потоке и речи быть не может. Что же может послужить мерилом того, что Ваше сознание в потоке? Конечно же как Вы правильно написали наблюдение своей внутренней природы через медитацию, когда окружающих вещей нет, а есть только чистое сознание. Которое тоже впрочем долго не задерживается:), а переходит в суперспособности в виде например суперслуха, суперобоняния, суперосязания и т.п. Впрочем и это быстро проходит, когда никакого Я то и не остаётся. Будда по этому поводу говорил, что занятие потоковым сознанием без шаматхи, это поход министра финансов на переговоры с шайкой головорезов без телохранителя)).
А в данном случае автор предлагает рассуждения о трёх невидимых углах, видя только четвертый.
В связи с этим, конечно я испытываю глубокое сострадание к читателям, принявшим за Луну не то что даже палец, указывающий на Луну, а отражение пальца в луже, указывающий на отражение Луны.
Мой предыдущий комментарий и подразумевал именно это. Ем рис- созерцание внешней природы, любуюсь луной- созерцаю свою внутреннюю природу, выбрав объектом медитации Луну.
Вся эта книга коротко может быть выражена в словах православного старца. Если тебя одолевают бесы, возьми своё самое нелюбимое занятие и начни его делать, приложив молитву и сосредоточившись на самых мелких деталях. И Бог (поток) сразу вернётся к тебе.
P.S. " Если ты нашел светильник, задуй его и ищи другой" Доген.
OMG. Когда я ем рис, я ем рис. Когда я любуюсь Луной, я любуюсь Луной. Где мой гонорар? Я теперь тоже высококлассный коуч).
+++