
Баррикада коммунаров в Париже, 1871 год.
Муза истории обладает, определенно, своеобразным чувством юмора. События, ставшие знаменательными для многих поколений и послужившие моделью для эпохальных поворотов, с течением времени вдруг начинают пропадать из газетных статей и школьных учебников, а официальные лица перестают замечать памятные даты. Так случилось, например, со столетним юбилеем русской революции в 2017 году. С одной стороны, режим Путина, отвергающий любые попытки неповиновения действующей власти в принципе, не хотел упоминаний о большевиках, свергавших законное правительство; с другой, ностальгия по СССР, родившемуся в революции, охотно используется пропагандой. В итоге, чтобы не запутаться, памятную дату постарались отметить настолько тихо, насколько возможно.
Примерно та же участь постигла 150-летний юбилей Парижской коммуны. 18 марта 1871 года в столице Франции началось восстание, история которого вдохновляла несколько поколений людей с левыми взглядами. За короткий срок, который был отпущен коммунарам (чуть более двух месяцев), они не успели предпринять никаких особо сомнительных действий и остались в воспоминаниях как героически погибшие мученики. Это позволяло всем искателям справедливости, от коммунистов и социал-демократов до анархистов, легко ссылаться в своих убеждениях на опыт Парижской коммуны и воспевать его в практических программах и романтических сочинениях. Прямая народная демократия, установленная коммунарами, служила примером при создании советов в России, самоуправления в республиканской Испании и в других революционных событиях в ходе бурного ХХ века.
В самой Франции левые партии и движения, а также профсоюзы всегда хранили память о восстании марта-мая 1871 года, устраивали шествия и митинги, открывали памятники и мемориальные доски. Но в последние годы эти порывы ощутимо ослабели. Казалось бы, круглый юбилей, пришедшийся на эти дни, побуждает заново осмыслить идеи Парижской коммуны, тем более что традиционные левые силы, коммунисты и социалисты, пребывают в затяжном кризисе, и было бы странно с их стороны упустить такой повод для реорганизации своих рядов. Но ни у политиков, ни у граждан не наблюдается желания лишний раз вспомнить о событиях 150-летней давности.
Мэр Парижа Анн Идальго, которая состоит в партии социалистов, но старается от нее дистанцироваться, предусмотрела организацию 50 небольших мемориальных мероприятий, начиная с 18 марта, в течение ближайших 72 дней (срок существования Коммуны). Такой формат празднования выглядит скромно, но уместно, учитывая не желающую отступать эпидемию и равнодушие французов. Идейное наследие коммунаров, еще недавно столь притягательное, сегодня никого не воодушевляет.
Вспомнил интермедию Райкина, где он изображал няньку, которая договаривалась об условиях найма и говорила об обязательных подарках на Рождество, на Пасху, на 1 мая и 7 ноября, "а на День Парижской коммуны, как совесть подскажет".
Еще вспомнил о коммуне в Мюнстере в 1534-35 гг., устроенную анабаптистами, провозгласившими даже общность жен. Читал о ней в книге Сергея Булгакова "История экономических и социальных учений". Идея всеобщего равенства, идущая от Платона к "Городу Солнца" Томмазо Кампанеллы и далее к большевикам, вызывает неприятие уже при прочтении, поскольку всё в конечном счете сводилось к насилию над человеком и лишении его свободы.
> За короткий срок, который был отпущен коммунарам ,
> они не успели предпринять никаких особо сомнительных действий.
Справедливости ради стоит отметить, что приказ сжечь Париж руководство коммуны издать успело (когда стало ясно, что правительственные войска возьмут город). Повезло, что не успели реализовать.