Муза истории обладает, определенно, своеобразным чувством юмора. События, ставшие знаменательными для многих поколений и послужившие моделью для эпохальных поворотов, с течением времени вдруг начинают пропадать из газетных статей и школьных учебников, а официальные лица перестают замечать памятные даты. Так случилось, например, со столетним юбилеем русской революции в 2017 году. С одной стороны, режим Путина, отвергающий любые попытки неповиновения действующей власти в принципе, не хотел упоминаний о большевиках, свергавших законное правительство; с другой, ностальгия по СССР, родившемуся в революции, охотно используется пропагандой. В итоге, чтобы не запутаться, памятную дату постарались отметить настолько тихо, насколько возможно.
Примерно та же участь постигла 150-летний юбилей Парижской коммуны. 18 марта 1871 года в столице Франции началось восстание, история которого вдохновляла несколько поколений людей с левыми взглядами. За короткий срок, который был отпущен коммунарам (чуть более двух месяцев), они не успели предпринять никаких особо сомнительных действий и остались в воспоминаниях как героически погибшие мученики. Это позволяло всем искателям справедливости, от коммунистов и социал-демократов до анархистов, легко ссылаться в своих убеждениях на опыт Парижской коммуны и воспевать его в практических программах и романтических сочинениях. Прямая народная демократия, установленная коммунарами, служила примером при создании советов в России, самоуправления в республиканской Испании и в других революционных событиях в ходе бурного ХХ века.
В самой Франции левые партии и движения, а также профсоюзы всегда хранили память о восстании марта-мая 1871 года, устраивали шествия и митинги, открывали памятники и мемориальные доски. Но в последние годы эти порывы ощутимо ослабели. Казалось бы, круглый юбилей, пришедшийся на эти дни, побуждает заново осмыслить идеи Парижской коммуны, тем более что традиционные левые силы, коммунисты и социалисты, пребывают в затяжном кризисе, и было бы странно с их стороны упустить такой повод для реорганизации своих рядов. Но ни у политиков, ни у граждан не наблюдается желания лишний раз вспомнить о событиях 150-летней давности.
Мэр Парижа Анн Идальго, которая состоит в партии социалистов, но старается от нее дистанцироваться, предусмотрела организацию 50 небольших мемориальных мероприятий, начиная с 18 марта, в течение ближайших 72 дней (срок существования Коммуны). Такой формат празднования выглядит скромно, но уместно, учитывая не желающую отступать эпидемию и равнодушие французов. Идейное наследие коммунаров, еще недавно столь притягательное, сегодня никого не воодушевляет.