Исправительная колония № 2 г. Покров, Владимирская область Фото: УФСИН РОССИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Исправительная колония № 2 г. Покров, Владимирская область Фото: УФСИН РОССИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Как-то Михаил Ходорковский, отсидевший в тюрьме 10 лет, сказал мне: там главное не заболеть. Лечить тебя никто не будет. Серьезно заболеешь — умрешь.

Эту же истину вам подтвердит любой зэк и обязательно добавит историю из личного опыта… Вот познаю теперь эту истину сам.

Случилась такая неприятность — сильно заболела спина. Ни согнуться, ни разогнуться.

Те, кто следил за моими судами, могли обратить внимание, что я никогда не сижу в "аквариуме" и часами хожу. Потому что я мог либо стоять, либо лежать. Видимо, нерв защемило от постоянного сидения в автозаках и "пеналах" в скрюченном виде.

Я про это молчал. Неприятно, конечно, но не смертельно — вылечат.

А не лечат. Когда этапировали, я забеспокоился и начал уже каждый день писать: алле, очень больно. Пустите врача сюда или дайте лекарства.

Не дают.

И уже с кровати встать тяжело и очень больно. Жалобы берут, но ничего не делают. Неделю назад смотрела меня тюремный врач и стала давать 2 таблетки ибупрофена, но диагноза я так и не знаю.

Ровно как это описывают те, у кого проблемы со спиной, осложнение пошло в ногу, и целые ее участки потеряли чувствительность. Если обопрешься на правую ногу, просто упадешь. Это немного расстраивает — за последнее время я все-таки привык к своей правой ноге. Не хотелось бы с ней расставаться».

Этот текст, опубликованный на странице Алексея Навального 26 марта, он передал через адвокатов, которые с трудом добились свидания с ним в колонии в Покрове, хотя лишать человека встреч с его защитниками незаконно. От адвокатов же мы узнали, что Алексея, в конце концов, отвезли в некую гражданскую больницу на МРТ, но результат этого обследования никому не сообщили.

Адвокат Навального Вадим Кобзев сообщил в Twitter 25 марта: «Попали, наконец, к Навальному. Ситуация следующая. Его не просто не лечат, а идет сознательная стратегия на подрыв его здоровья».

А это написала жена Алексея Юлия: «Все, кто знаком с Алексеем, знают: он не будет жаловаться до последнего. Будет терпеть, стараться справиться сам и шутить. <…> Алексей запрещал нам говорить об этом, чтобы это не выглядело, как будто он жалуется. С самого начала пребывания в этом "дружелюбном концлагере" (не очень-то дружелюбном) он просил дать хоть какие-то лекарства. Другой врач, который занимается проблемами со спиной, написал мне на бумаге упражнения из специальной гимнастики, как облегчить боль. Так эти гады не то что лекарства и врача не пропускают, так ещё и бумажки с этой гимнастикой забрали у адвокатов и Алексею не передают.

Разумеется, осложнения со спиной связаны еще и с тем, что ему не дают нормально спать, будя по ночам каждый час. Тут и здоровый очумеет, не говоря уже о человеке, перенесшем полгода назад смертельное отравление».

К Алексею не допускают компетентного врача, не передают лекарства, еженощно применяют пытку бессонницей (одну из самых тяжелых пыток, особо любимую изуверами всех эпох, от римских императоров до следователей НКВД). Никто не заслуживает такого обращения, даже самый жестокий преступник приговаривается судом к лишению свободы, а не к пыткам.

25 марта через адвокатов Навальный подал два заявления, в которых требует обеспечить его медицинской помощью и прекратить пытку лишением сна. По просьбе Алексея эти заявления также выложили в его официальном блоге.

Знал ли Алексей, возвращаясь в Россию после лечения и реабилитации в Германии, что его ждет? Вероятно, знал. Хотя нормальному человеку свойственно надеяться на лучшее.

Владимир Осечкин, бывший заключенный, ставший после освобождения правозащитником и создателем сайта «Гулагу.нет», считает, что обычным заключенным, к которым не приковано внимание СМИ и нет возможности нанять хороших адвокатов, еще тяжелее, их «могут связать, отдать в руки "прессовщиков", которые могут пытать сутками, подвешивать вверх ногами, пытать током, насиловать членом, шваброй, кипятильником. Мы писали и пишем об этом 10 лет, и конечно Навальный об этом знал и знает. Он мужественный человек, раз вернулся в этот ад».

Нужна безотлагательная помощь

В воскресенье, 28 марта, в сети появилось открытое обращение российских врачей, требующих срочно оказать медицинскую помощь Алексею Навальному:

«Мы требуем от ФСИН, от всех компетентных ведомств и политического руководства нашей страны немедленно вмешаться в ситуацию и безотлагательно (cito!) оказать медицинскую помощь, создав все условия для нормализации состояния Алексея Навального. Исходя из гуманных соображений, мы настаиваем на возможности осмотра Алексея Навального гражданскими специалистами, которым Алексей доверяет (в своем заявлении Алексей Навальный указывает, что ему было отказано в допуске врача Алексея Баринова, доцента кафедры нервных болезней и нейрохирургии Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского Сеченовского университета). Хорошим вариантом, с нашей точки зрения, могло бы быть приглашение не только российских, но и немецких специалистов (из берлинской клиники "Шарите"), которые уже имели опыт лечения данного конкретного пациента. Тем более, что речь может идти и об осложнении отравления на фоне прерванного реабилитационного периода».

Один из авторов этого письма, врач-нейрохирург Алексей Кащеев, руководитель нейрохирургического отделения Университетской клиники в МГУ имени М.В. Ломоносова, ответил на вопросы «Власти».

Он считает, что симптоматика, которую описывают Алексей и его адвокаты, свидетельствует, скорее всего, о грыже диска в поясничном отделе позвоночника. Это патология довольно распространена, но часто необходимо хирургическое вмешательство для ее лечения. Она всегда сопровождается очень сильными болями, и может привести к потере чувствительности ног и даже к их параличу, говорит нейрохирург.

«Тюремные врачи, видимо, предположили этот диагноз, судя по тому, что Алексею дают ибупрофен и сделали МРТ», — отметил Алексей Кащеев. Но о результатах МРТ не сообщили ни самому Навальному, ни его адвокатам, ни близким.

Алексей, что, по вашему мнению, могло привести к этому состоянию?

— Эта патология может быть следствием недолеченности, так как во время пребывания в коме Алексей потерял очень много мышечной массы. Это может быть и отсроченным проявлением отравления. Его нынешнее состояние здоровья может быть обусловлено грыжей диска в сочетании с условиями нахождения в тюрьме — тут вполне может быть причинно-следственная связь.

Но в любом случае, если это не лечить, то последствия для здоровья могут быть очень тяжелыми. В условиях тюрьмы лечить такую патологию невозможно. А, как правило, человека оставляют в тюрьме, в лучшем случае, в тюремном лазарете. Не случайно Россия находится на первом месте по количеству умерших в тюрьме на тысячу населения.

Я считаю, что в таких ситуациях должна быть оказана нормальная квалифицированная медицинская помощь в специализированном (в данном случае, в нейрохирургическом) медицинском учреждении. И Навальному, и любому другому человеку, который столкнется с подобной проблемой со здоровьем, будучи в заключении.

Если помощь ему не будет оказана, то какой прогноз?

— Если речь идет о грыже диска, то существуют серьезные неврологические осложнения. Если хирургическую операцию не сделать, может быть потеряна функция ноги или даже обеих ног, то есть их паралич.

Кроме того, мы ведь не знаем точный диагноз. Это может быть и что-то другое, например, это может быть какой-то неврологический синдром, связанный отсрочено с отравлением. Мы не знаем отдаленные последствия отравления разными химическими ядами.

Также может быть, что это нейропатия, моно- или полинейропатия, возникшая в результате того, что он не прошел полноценный реабилитационный период.

Алексей, как вы можете прокомментировать пытку бессонницей, которую применяют к Навальному в лагере? Его будят каждый час в течение каждой ночи.

— Я не знаю, есть ли юридические основания для такого. Но лишение сна — это пытка, которая очень тяжело сказывается на физическом и психическом состоянии здоровья, и, наверное, это тоже сыграло свою роль в формировании тех проблем, которые у него есть сейчас.

Пытки, разрешенные по умолчанию

Увы, «юридические основания для такого» при желании можно найти в ведомственных инструкциях ФСИН.

В «Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (УИС), утвержденной приказом Минюста РФ N72 в мае 2013 года, в п. 25 написано, что индивидуальная профилактика правонарушений (таких, например, как склонность к побегу, которую «нашли» у Навального) осуществляется путем: всестороннего изучения личности; проведения индивидуальных бесед; изоляции; привлечения к общественно полезному труду и учебе; психологического консультирования родственников; «применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий».

Пытка бессонницей, видимо, как раз и относится к «другим методам и формам, исходящим из конкретных условий». В принципе, избиения, унижения, изнасилования и другие преступления против личности, которые совершаются сотрудниками ФСИН, тоже при желании можно отнести к «применению других форм и методов положительного влияния на лиц, исходя из конкретных условий».

За несколько дней до появления открытого письма врачей с требованием немедленно освободить мужа выступила Юлия Навальная: «Путин уже на всю страну рассказывал, что читает мои обращения к нему. Так вот: я требую немедленно освободить моего мужа, Алексея Навального, которого он запихнул в тюрьму незаконно. Запихнул потому, что боится политической конкуренции и хочет сидеть на троне до конца жизни. То, что происходит сейчас, — это личная месть и расправа над человеком, которая происходит у нас на глазах. Это должно быть немедленно прекращено».

Но власть устами пресс-секретаря президента Пескова отреагировала на это обращение Юлии Навальной глумливыми сентенциями. 26 марта ТАСС был уполномочен сообщить: «Дмитрий Песков заявил, что Кремль не намерен реагировать на обращение жены осужденного Алексея Навального Юлии, которое она разместила в своем Instagram.

»<…> еще раз повторяю, сейчас в условиях, когда этот гражданин является осужденным и заключенным в колонии, адресатом для таких обращений является ФСИН«, — сказал Песков.

<…> Вопросы содержания осужденных в РФ "относятся к системе поддержания дисциплины и порядка в исправительных учреждениях и это не дело администрации президента каким-то образом это комментировать", — добавил он».

По воле Путина

В этом ответе Пескова все неправда. Алексей Навальный, незаконно задержанный 17 января 2021 года в аэропорту «Шереметьево», в соответствии с решением ЕСПЧ, вынесенным 16 февраля 2021 года, должен был быть немедленно освобожден. Более того, приговор по делу «Ив Роше», по которому Навального 30 декабря 2014 года осудили условно на 3,5 года, в 2017 году уже был признан ЕСПЧ произвольным и необоснованным. И по решению ЕСПЧ Россия выплатила Навальному компенсацию. А в 2021 году, спустя более шести лет после вынесения приговора, его посадили в колонию по тому же самому делу.

Кроме того, ФСИН не самостоятельная структура, она полностью подчиняется Минюсту РФ, который входит в структуру федерального правительства, в свою очередь подчиняющегося президенту РФ. А когда дело касается таких заключенных, как Алексей Навальный, велика вероятность, что все решения по его поводу принимает президент Путин.

Так что, исходя из логики событий, все, что происходит с Алексеем Навальным в заключении, происходит по воле Путина. Это его месть Навальному и как политическому противнику, и как человеку, не только разоблачившему его, но и превратившему в посмешище. Сложно ведь всерьез относиться к хозяину заплесневевшего дворца с недостроенной аквадискотекой.

Поэтому нет никаких оснований надеяться, что обращение врачей, как и все другие обращения общественности что-то изменят в судьбе Алексея Навального. Власть давно перестала обращать внимание на мнение общества и отгородилась от него всеми доступными ей средствами: огромной армией силовиков, выдрессированных на выполнение любого приказа командования; ручным парламентом, принимающим безумные законы, по сути, ставящие власть над законом; судом, выносящим приговоры, надиктованные по телефону или скачанные с принесенной флешки; лагерями и тюрьмами, где разрешены пытки и где издевательство над человеческим достоинством является нормой.