Фото: REUTERS / Janerik Henriksson / TT News Agency

Нобелевская премия в области медицины и физиологии присуждена американцам Джеймсу Ротману и Рэнди Шекману, а также немцу Томасу Зюдхофу, объявили в понедельник в Нобелевском комитете в Стокгольме.

Премия присуждена за открытия в области регулирования движения веществ между клетками. Ученые изучают то, каким образом везикулы, переносящие молекулы внутри клеток, определяют пункт своего назначения, в котором должны освободиться от груза. На этом внутриклеточном транспорте завязаны важнейшие физиологические функции, среди которых – взаимодействие мозговых нейронов, секреция инсулина и других гормонов. При некорректной работе везикулярного транспорта возникают такие серьезные заболевания, как диабет или ботулизм.

Джеймс Ротман, родившийся в 1950 году, является профессором медицины и заведующим кафедрой цитологии Медицинской школы Йельского университета. Ротман изучал везикулярный транспорт на примере клеток млекопитающих. Он установил механизм работы белков, которые отвечают за слияние везикул с клеточной мембраной.

Рэнди Шекман на два года старше коллеги, он работает в Калифорнийском университете в Беркли, еще в 1992 году был выбран членом Национальной академии наук и до недавнего времени был шеф-редактором авторитетного научного журнала Proceedings of the National Academy of Sciences. В семидесятых годах он на дрожжах занимался исследованием молекулярных деталей того, как наполненные различными веществами мембранные пузырьки или везикулы транспортируются внутри клеток.

Томас Зюдхоф – биохимик, родился в 1955 году в Геттингене, а пять лет назад переехал в США, предметом его исследований было то, как везикулярный транспорт работает в нервных клетках. Мембранные пузырьки в нейронах используются прежде всего для переноса медиаторов. Работы Зюдхофа позволили установить, как выброс медиаторов регулируется изменением концентрации ионов кальция. Сейчас Зюдхоф – профессор Стэнфордского университета, глава Зюдхофской лаборатории при медицинской школе.

«Первой моей реакцией было: о боже! Второй тоже», – признался Шекман, которого звонок из Швеции разбудил глубокой ночью по местному времени. Его слова приводит пресс-служба Университета Калифорнии (США), где работает ученый. Джеймс Ротман о вручении ему награды узнал несколько раньше своего коллеги, и поэтому когда ему позвонили радиожурналисты из Швеции, был немного спокойнее Шекмана. «Вначале у меня была нервная дрожь, но сейчас чувствую себя больше почтенным», – сказал Ротман.

https://www.youtube.com/embed/D_EPtQhtcmY