Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк вместе с Союзом журналистов намерен доработать закон о СМИ. Как рассказал депутат корреспонденту Slon на субботнем съезде «Единой России», возможно, в закон будут внесены поправки, четко прописывающие, когда журналиста, освещающего протестные акции, можно будет считать представителем СМИ, а когда соучастником. «Я считаю, что когда журналист только фиксирует происходящее, он не может считаться соучастником. И это должно быть зафиксировано, в том числе законодательно. Но когда журналист содержательно поддерживает эту акцию – например, призывает захватить платформу «Приразломная», то это другое дело. То же самое на митингах. Если журналист принимает участие в обсуждении, он участник митинга. Я считаю, что это может быть прописано в законе», – заявил Железняк.

При этом депутат подчеркнул, что не считает арестованного фоторепортера Дениса Синякова, обвиняемого в пиратстве, виновным по этой статье. «Я надеюсь, что он будет выпущен на свободу, так как он делал свою работу. Я и информагентствам так и сказал, что Синяков даже способствовал объективному суду, так как фиксировал происходящее», – сказал Железняк.

Напомним, что Синяков был обвинен в пиратстве и арестован вместе с остальными 29 активистами «Гринпис» после акции протеста экологов у нефтедобывающей платформы «Приразломная» в Баренцевом море. В Совете по правам человека заявили, что арест Дениса Синякова – это прямое нарушение закона о СМИ, так как этот закон о СМИ распространяется не только на штатных сотрудников, но и на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (ст. 52 закона о СМИ).

Однако, как считает адвокат семьи убитой журналистки Анны Политковской Анна Ставицкая, если предложение Сергея Железняка будет одобрено Госдумой, оно скорее навредит журналистам, чем защитит их. «Вообще-то у нас уже есть статья в Уголовном кодексе, где указано, что является составом преступления и его признаками. И любой юрист понимает, что если кого-то обвиняют в пиратстве, необходимо устанавливать действия каждого участвующего в такой акции, и в существовании какого-то отдельного закона, разъясняющего, когда журналиста можно привлекать к ответственности, а когда нет, просто нет никакой необходимости. Иначе это будет поводом для злоупотребления. Даже если человек высказывает свою точку зрения на какой-то акции, это вовсе не значит, что он должен привлекаться к уголовной ответственности как ее участник», – сказала Slon Ставицкая. Она уверена, что законопроект, если он будет принят, будет направлен на то, чтобы каждый участник акции перед тем, как идти на нее, задумался, стоит ее освещать или нет. «Если он будут освещать ее правильно, значит, он хороший журналист, а если неправильно, то над ним будет висеть дамоклов меч привлечения к ответственности. Все эти законы нужны для того, чтобы одни не участвовали в митингах, а другие их не освещали», – говорит адвокат.

С ней соглашается и журналист Олег Кашин. По его словам, если поправки Железняка будут приняты, журналисты, в том числе Денис Синяков, могут быть привлечены к уголовной ответственности, ведь до этого прецедентов приравнивания журналистов к участникам акций еще не было. «Формулировка «участие в акции» настолько расплывчата, что при желании по этой статье можно будет посадить любого. Соучастником будут даже те, кому просто сказали, где эта незаконная акция будет происходить. Это открытая форточка для репрессий. Ведь многие мои коллеги знали, что та или иная акция незаконна, но они приходили на место и были ее свидетелями. Теперь это открывает возможность осудить журналиста по уголовной или административной статьям», – возмущается Кашин. Он уверен, что поводом для задержания может быть даже запись в социальных сетях. Кашин напоминает, что именно из-за записи в блоге журналистку Ксению Собчак вызывали на допрос. На страничке в «Живом журнале» Собчак написала, что «приняла очень непростое решение для себя – первый раз с 24 декабря не пойти на митинг» из-за того, что «знала заранее, что основная цель будет стояние на мосту, прорыв и сидячая забастовка».

Кашин рассказал, что до ареста Дениса Синякова журналистов, наблюдающих за незаконными акциями протеста, после предъявления пресс-карты или паспорта достаточно быстро отпускали. «Поэтому у меня был опыт пребывания в «обезьяннике», но не было опыта административного ареста, потому что журналистов отпускали. До сегодняшнего дня наличие пресс-карты было своего рода алиби, и это помогало», – сказал Кашин.

Впрочем, поддержат ли инициативу Железняка в Госдуме его коллеги, пока неизвестно. Члены Комитета нижней палаты по информационной политике, так же как и сотрудники аппарата комитета, об идее Железняка создать рабочую группу для того, чтобы внести поправки в закон о СМИ, до звонка корреспондента Slon просто не подозревали.