Лауреаты Нобелевской премии по экономике в этом году – Юджин Фама и Ларс Петер Хансен из Чикагского университета и Роберт Шиллер из Йельского университета – сделали важный вклад в изучение финансовых рынков. Фама показал, что рынки способны быстро обрабатывать новую информацию. Шиллер продемонстрировал, что, несмотря на это, цены могут быть нестабильными в течение длительного периода. А Хансен предоставил инструменты, которые помогут выяснить, как часто рынки способны странно себя вести и можно ли объяснить их поведение человеческой непостоянностью или какими-то другими факторами.

К сожалению, после того как три экономиста выдвинули свои новаторские идеи, по мнению Businessweek, главный вопрос все равно остался без ответа: могут ли политики хоть с какой-нибудь уверенностью предсказать, когда рынки приблизятся к опасной черте и сможет ли правительство что-нибудь с этим сделать?

Центральные банки все еще спорят, можно ли заранее узнать, когда именно произойдет резкий скачок цен и нужно ли их тогда начинать снижать. У законодателей и банкиров остаются разногласия по поводу новых финансовых инструментов вроде кредитных деривативов: они просто улучшают способность рынка обрабатывать и учитывать информацию или они к тому же еще и рождают новые опасности?

Неспособность прийти к решению оставила мир неподготовленным к недавнему финансовому кризису, и экономисты были слишком уж спокойны по этому поводу. Конечно, нельзя ожидать от экономистов, что они начнут предсказывать будущее. Однако они должны уметь определять угрожающие тенденции, чтобы быстрее понять, какие условия превратят обычное изменение цен в финансовое цунами.

Удивительно, что крупнейшие престижные университеты не обращают внимания на то, что модель имеет свойство меняться. Для молодых исследователей, пытающихся опубликоваться и получить хорошую работу в академии, вызов общепринятой мудрости может стать опасным. Управляющие места обычно занимают профессора, которые продолжают активно сохранять статус-кво.

Нобелевская премия этого года показала экономику во всем ее великолепии. Однако когда старая шутка снова станет смешной – всего лишь вопрос времени: вы слышали о двух экономистах, которые не могли договориться о том, как же работают рынки? Да, они получили Нобелевку за это.

Понимание вопроса придет только благодаря методу проб и ошибок, подтверждениям и опровержениям различных теорий. Подобными творческими поисками занимаются как раз Фама, Хансен и Шиллер. И такими поисками экономистам следует заниматься почаще, поскольку необходимо все-таки понять, когда на финансовых рынках наступит крах.

Читать также Как тропическая геометрия спасла Банк Англии →

Адоманис: с российской экономикой все в порядке →

Зачем экономисты забрались в твой мозг? →