Фото: ИТАР-ТАСС / Станислав Красильников

1 ноября этого года Общественная палата России утвердила составы 43 региональных Общественных наблюдательных комиссий по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания третьего созыва. В некоторых регионах общественникам уже вручили мандаты и прошли первые заседания региональных ОНК. Завязавшаяся борьба за пост председателя московской ОНК заставила пристальней взглянуть на то, кто становится во главе комиссий в регионах.

В 2008 году президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «Об общественном контроле...». Россия стала уникальной страной, где в соответствии с международными стандартами функция по формированию общественного контроля в закрытых учреждениях законодательно закреплена за самим обществом (в лице Общественной палаты).

Однако очередь в общественные наблюдатели не выстроилась, и в состав ОНК первого созыва попали преимущественно реальные правозащитники, которым из-за их активной деятельности ранее доступ в изоляторы и колонии был закрыт. На этой волне председателем ОНК Пермского края избрали главу Пермского правозащитного центра Сергея Исаева, в Татарстане – руководителя Казанского правозащитного центра Игоря Шолохова, а в Марий Эл – сопредседателя правозащитной организации «Человек и закон» Сергея Подузова. Шолохов между тем сам подполковник внутренней службы в отставке, ушел на пенсию с должности начальника казанской исправительной колонии. Но он, пожалуй, то исключение, которое подтверждает описанное ниже правило.

В Белгородской, Курской, Омской областях, в Республике Адыгея с самого начала во главе комиссий были поставлены бывшие сотрудники силовых структур, которые до сих пор в строю, – Александр Гуров (бывший командир посадочного комплекса космодрома Байконур), Юрий Будков (региональное отделение общероссийской общественной организации – Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск РФ), полковник милиции в отставке, член Общественного совета при УМВД Раиф Мингалимов и Владимир Аведов – первый начальник Управления исполнения наказаний, полковник в отставке, заслуженный работник МВД СССР.

Однако в основном председателями ОНК первого созыва становились лица, чья предыдущая общественная деятельность не была связана с защитой прав человека. Например, Альберт Еналиев, председатель Конгресса татар Челябинской области, или Виктор Садовский, известный в Самаре журналист и преподаватель Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Их отличало предоставление полной свободы действий и невмешательство в работу других членов комиссии.

За два года, отведенные ОНК первого созыва, ситуация кардинальным образом изменилась. Правозащитники получили реальные полномочия по контролю в местах принудительного содержания. Пропал скепсис по отношению к деятельности ОНК со стороны общественников, а для руководства региональных МВД и ГУФСИН регулярные визиты наблюдателей с последующим освещением нелицеприятных фактов в СМИ стали как ком в горле. Было решено начать контролировать ОНК.

По закону должность председателя вообще не предусмотрена, никакими правами он не наделен. Однако явочным порядком по инициативе силовых ведомств председатели наделяются фактическими полномочиями и создают основу для вертикально-интегрированной системы. Создан Совет председателей ОНК, который возглавляет член Общественной палаты РФ Мария Каннабих, известная своим лояльным отношением к тюремному ведомству.

Во многих регионах лояльные властям председатели продавливают регламенты ОНК, фактически лишающие наблюдателей полномочий по эффективному контролю. В частности, эти регламенты предусматривают согласование посещений с председателем и заблаговременно усложненную процедуру уведомления о предстоящих визитах.

Генерал и полковники

В 2010-м составы Общественных наблюдательных комиссий поменялись количественно и качественно – в сторону увеличения числа представителей ветеранских организаций, бывших сотрудников МВД и ФСИН. Во главе комиссий оказались выходцы из силовых структур.

В Хакасии им стал Валерий Доможаков – член Общественного совета при МВД и Общественной палаты республики, замдиректора государственного казенного учреждения «Управление инженерных защит» и доверенное лицо кандидата на должность главы региона.

Главой ОНК Челябинской области избрали полковника внутренней службы в отставке, бывшего начальника ИК-15 Анатолия Тарасюка, официально представлявшего Общественную организацию ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России.

На смену представителю движения «За права человека» председателем тульской ОНК на второй и третий срок пришел бывший следователь МВД и работник прокуратуры Александр Воронцов, в активе которого должности первого заместителя секретаря региональной Общественной палаты, а также членство в избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также руководство Общественными советами при УФСИН и УФМС.

В целях борьбы с «недобитками» масло в огонь подливала и Федеральная служба исполнения наказаний. В 2011 году начальник оперативного управления ведомства Олег Гуцев публично заявил: «Мы обладаем реальной информацией, что некоторые из руководителей территориальных ОНК находятся "на зарплате" у криминальных структур. Она составляет от 130 до 150 тысяч рублей».

При этом за пять лет работы региональных ОНК ни один из председателей не был привлечен к какой-либо ответственности, и утверждение начальства ФСИН оказалось голословным.

В целом среди руководителей региональных ОНК можно выделить группу силовиков – ветеранов МВД, прокуратуры и ФСИН.

Типичный пример – ОНК Мордовии, где на посту председателя Геннадия Морозова, полковника внутренней службы и главу местного Совета ветеранов уголовно-исполнительной системы, сменил бывший замначальника УФСИН, такой же полковник Петр Балашов.

В ситуации с голодовкой Надежды Толоконниковой тот же Морозов полностью обнажил свое предназначение – поддерживать ФСИН и неустанно заявлять об отсутствии каких-либо нарушений.

Общественным наблюдателем №1 в Тверской области уже второй срок подряд является Владимир Воробьев – член Тверского отделения общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, Общественной палаты, Общественного совета при УМВД, зампредседателя «Ассоциации тверских землячеств».

Республика Тыва также в «надежных руках» – там председательствует полковник внутренней службы в отставке Борбак Оол Узум, представитель регионального отделения общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, член Квалификационной коллегии судей.

А в Новосибирской области есть даже свой генерал-майор – бывший ректор Новосибирского военного института внутренних войск МВД РФ Владимир Попков.

В Орловской области своя «атаманша» Тамара Жаворонкова – полковник казачьих войск.

Многочлены

На втором месте группа «лояльных» – члены многочисленных совещательных органов при государственных структурах.

На этом фоне выделяется Галина Батракова – председатель ОНК Ульяновской области первых двух созывов и очевидный кандидат на эту должность в третьем составе. Вот лишь часть ее общественной нагрузки – член Общественного совета при ГУ МВД России по Приволжскому федеральном округу и Общественного совета Приволжского федерального округа по развитию институтов гражданского общества, Общественной палаты. Работала она и главным внештатным специалистом регионального Минздрава, и исполнительным директором некоммерческого партнерства «Ульяновская региональная ассоциация средних медицинских работников».

В Татарстане во второй раз главой ОНК стала бывший пресс-секретарь криминальной милиции Лариса Расческова, которая также входит в Общественные советы при МВД и УФСИН, Совет по противодействию коррупции при президенте республики. И самое главное – Расческова ныне работает пресс-секретарем Главного федерального инспектора по Татарстану (кстати, бывшего первого замминистра внутренних дел).

Исчезающая группа реальных правозащитников – на третьем месте среди председателей. Регионы, где главенствующую позицию удерживают представители независимого гражданского сектора, единичны.

В Костроме – председатель правления Костромского центра поддержки общественных инициатив, не согласный с признанием его властями «иностранным агентом». Главным общественным наблюдателем в Перми третий срок подряд остается правозащитник Сергей Исаев (Пермский региональный правозащитный центр).

Председателем ОНК Алтайского края двух созывов являлся яблочник Александр Гончаренко, представлявший общественную организацию «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив».

Особняком, ввиду непрекращающихся терактов и покушений на силовиков, стоят северокавказские республики – Чечня и Дагестан.

В Чеченской Республике председателем ОНК является Аминат Мальсагова – руководитель аппарата Общественной палаты, глава Межрегиональной общественной организации «Северо-Кавказский миротворческий центр» (2006–2010). Ей принадлежат нелестные слова в суде об убитой правозащитнице Наталье Эстемировой, в частности: «Я вообще считаю, что она была настроена против всего, что может быть позитивным».

На посту главы ОНК Мальсагова хвалила МВД и УФСИН за хорошее отношение к правам человека и призывала обратиться к федеральным властям с вопросом о пересмотре уголовных дел в отношении чеченцев.

Общественный наблюдатель №1 Дагестана Гасай Айгунов – член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в республике и Общественного совета при УФСИН.

Последний факт объясняет его публичную критику МВД за незаконные задержания и пытки граждан, в то же время подчеркивается, что проблем с УФСИН не имеется.

«Коммерсанты»

В деятельности отдельных руководителей ОНК усматриваются признаки коммерческой составляющей.

Так, Николай Збаражский является президентом региональной общественной организации «Коми правозащитная общественная лига», которая оказывает платные юридические услуги, в том числе по сложным вопросам, зачастую связанным с произволом властей.

Председателя ОНК Башкортостана второго созыва подозревали в том, что ранее он был поставщиком продуктов в учреждения ГУФСИН.

Нынешний глава комиссии Олег Галин, помимо членства в ветеранских организациях типа «Боевое братство» и работы секретарем первичного отделения партии «Единая Россия», – учредитель и исполнительный директор юридической компании «Алекс». Его первым заместителем по ОНК является Александра Дремина – гендиректор «Алекса».

Дальше больше – между ОНК Башкортостана и компанией «Алекс» заключено соглашение об оказании бесплатной юридической консультации осужденным и их семьям. Все последующие услуги предоставляются на платной основе.

В Пензенской области между филиалом Современной гуманитарной академии и УФСИН подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому сотрудники ведомства и осужденные за деньги получают высшее образование путем дистанционного обучения. Директором вуза является председатель ОНК Валентина Трегуб. Представителей академии можно встретить в ОНК нескольких регионов страны.

Председатель Брянской ОНК Владимир Горбанев руководит частным охранным предприятием «Вневедомственная охрана Плюс». После появления информации о нашумевшем избиении осужденных сотрудниками администрации под песню группы «Rammstein» Горбанев выступил со следующим заявлением: «Я сам не ездил в эту колонию... Прокурор Лямцев мне сказал, что избиений не было, информация о них не подтверждается».

В Тамбовской области двумя созывами ОНК поочередно руководили братья Сергей и Эдуард Камышниковы. Сергей, будучи гендиректором ООО «Плюс гарантия» (услуги по информационно-правовому обеспечению), пошел на повышение – теперь он депутат Тамбовской гордумы. Его брат – исполнительный директор этой фирмы, член Общественного совета при УМВД. Клиенты «Плюс гарантии» – государственные организации.

Председатель ОНК Чувашской Республики второго созыва Петр Айвенов теперь, видимо, считает комиссию семейным предприятием – в третьем составе с ним плечом к плечу его сын и зять.

Попы

В состав региональных ОНК второго созыва входили 25 священников, один из которых – Александр Косов (председатель Епархиального отдела по взаимодействию с ГУФСИН) – являлся председателем красноярской комиссии.

По словам иерея Андрея Горяева (ОНК Волгоградской области), священник «соединяет нитью человеколюбия осужденных и сотрудников исправительного учреждения».

Протоиерей Владимир Воскресенский (ОНК Челябинской области) отметил, как ему оперативно удалось разрешить конфликт между подростками, вскрывшими себе вены, и сотрудниками колонии.

Тем временем в письме региональным епархиям председатель синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению, епископ Красногорский Иринарх объявил, что православные священнослужители должны быть включены в состав каждой ОНК. Он считает, что «осужденные нередко больше доверяют в своих просьбах священнослужителям, чем мирским членам ОНК».

Война власти и общества в ОНК

На фоне противостояния вокруг должности председателя московской ОНК между группой Антона Цветкова («силовики») и группой Валерия Борщова («правозащитники») практически незамеченными остались схожие ситуации в регионах.

В Свердловской области на сегодняшний день в комиссии двоевластие – на первом заседании часть общественников выбрала экс-сотрудника прокуратуры Дмитрия Рожина, на следующем заседании другие члены ОНК поставили во главе комиссии Ашурбека Манасова.

Председателем ОНК Мурманской области временно назначен Юрий Мананков, на следующем заседании будет определен постоянный руководитель. В предыдущем созыве главой комиссии была Ирина Пайкачева, которая активно работала, в том числе в СИЗО Мурманска, где под стражей находились активисты «Гринпис».

Мананков – один из рекордсменов по количеству занимаемых (ранее и ныне) должностей: глава комиссии по экономическим, экологическим и правовым вопросам Общественной палаты, зампредседателя Общественного совета при УМВД, член Общественного совета при УФСИН, председатель правления общественной организации «Общественный центр охраны правопорядка», представитель организации «Объединение белорусов Мурманской области "Родина"» и т. д.

В Марий Эл назревает конфликт на выборах нового главы ОНК. Свой пост намерен сохранить Виктор Викторов – директор «Центра стратегического планирования Марий Эл», член Общественного совета при МВД, бывший помощник главного федерального инспектора и экс-руководитель региональной общественной приемной полпреда президента РФ в республике.

Набирают обороты дебаты вокруг нового председателя ОНК Кировской области. В Санкт-Петербурге членам ОНК третьего созыва до сих пор не вручены мандаты и даже не определена дата их получения. 

Автор – сотрудник ассоциации «Агора»