Павел Астахов. Фото: ИТАР-ТАСС / Светлана Холявчук

Прошедший год запомнился в том числе и небывалой общественной активностью в отношении детей-сирот, отметил уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. «Такой широкой дискуссии по поводу защиты прав детей-сирот за последние сто лет в нашей стране не было. Фактически ни одного человека, равнодушного к их судьбе, в стране не осталось», – заявил он. Детский омбудсмен на пресс-конференции отчитался об итогах своей работы за 2013 год и порекомендовал блогерам не критиковать депутатов, а самим почаще усыновлять детей.

По словам Астахова, в 2013 году в России усыновили более 65 тысяч детей. Абсолютный рекорд был побит в Москве, где число усыновлений выросло на 40 процентов по сравнению с 2012 годом. За последние пять лет число детдомов в России сократилось примерно на 30 процентов, подчеркнул он. В некоторых регионах, по словам Астахова, существуют коммерческие фонды, которые выплачивают усыновителям пособия за каждого ребенка, взятого из детдома. «Это хороший пример социальной ответственности бизнеса, который во многом в долгу перед нашими сиротами», – уверен он.

Астахов предложил создать единый федеральный реестр детей-инвалидов, чтобы отслеживать, какую помощь от государства они получают. Такая практика уже действует в нескольких регионах, отметил он. Омбудсмен высказал идею ужесточить ответственность для родителей, которые жестоко обращаются с детьми. «Давайте их лишать привилегий, таких как право на вождение автомобиля, на владение оружием, на выезд за границу, на получение кредитов», – предложил он.

«Километраж моих командировок составил 357 тысяч километров – в основном по России», – отчитался Астахов. На горячую линию омбудсмена за год поступило 17 тысяч звонков. Отдельно чиновник упомянул своего общественного помощника Анну Левченко, руководителя проекта по борьбе с педофилами. Ей и ее организации, по словам омбудсмена, удалось предотвратить более 20 преступлений в отношении несовершеннолетних.

Первый вопрос от журналистов был посвящен последствиям принятия закона об иностранном усыновлении. Озвученный американской стороной список детей, не уехавших к родителям в США из-за принятия «закона Димы Яковлева», Астахов назвал «мягко говоря, некорректным». Омбудсмен показал журналистам список из 259 детей, приложенный к ноте, которую правительство США направило в адрес МИД и правительства России 5 июля 2013 года.

«Видите пустые строчки? Там просто нет имен детей. Оказывается, некий господин решил усыновить ребенка, обратился в агентство, заплатил деньги – а тут форс-мажор: русские отменили усыновление. Он говорит: «Нет, я заплатил, мне положен русский ребенок!» 48 таких пустых строчек – 48 неизвестно каких детей мы должны им отдать. Красным обозначены дети до двух лет – они еще не умеют разговаривать и точно не могли сказать: «Я люблю своих американских родителей, я по ним скучаю и хочу уехать». Синим отмечены одинокие люди, а у нас одиноким запрещено усыновление – у этих людей по-любому шансов не было», – прошелся Астахов по списку.

По данным Астахова, к концу 2013 года 79 детей из этого списка остались неусыновленными. «Все дети из этого списка, какими бы тяжелобольными они ни были, получают необходимое лечение, и все дети из этого списка совершенно точно живы», – заверил он представителей СМИ. Правительство США, по его словам, признает право России принимать такие решения самостоятельно и нести ответственность за судьбы сирот. «Мы договорились, что никаких списков больше не будет», – сказал он.

Астахов напомнил, что за последний год, когда действовала возможность для американцев усыновлять детей из России, граждане США усыновили всего 1,1% российских сирот. «Мы благодарны тем американским родителям, которые в 90-е приезжали и усыновляли детей с врожденными пороками», – сказал он, добавив, что сегодня таких детей можно лечить в России. Роль страны-донора, по мнению Астахова, делает россиян людьми второго сорта. «Поэтому не удивляйтесь, что вы приезжаете [за границу] и на вас так смотрят. Советский Союз не отдавал детей. Страной-донором быть достаточно унизительно», – заметил он.

Корреспондент канала «Дождь» напомнила Астахову, как некоторые из депутатов, поддержавшие «закон Димы Яковлева», заявляли о готовности лично усыновить ребенка, и поинтересовалась, кто из депутатов на это решился. Астахов признался, что такой статистики не ведет. «Нельзя заставить человека [усыновить ребенка], это должен быть не только душевный порыв, но и серьезное решение», – сказал он. Вместо того чтобы обсуждать моральные качества законодателей, омбудсмен посоветовал блогерам самим усыновлять детей. «Вы хотите стерильности, требуете от депутата, судьи или прокурора, чтобы он был побрит, выглажен, не пил алкоголя и не ругался матом? Вы идеализируете. Кого избрал народ, такие и депутаты. Вот если бы каждый блогер взял шефство над одним ребенком, представляете, какая у нас была бы страна! Депутатов всего ничего, а блогеров тысячи, миллионы», – заявил Астахов.

Ряд экспертов на этой неделе заявляли, что идея депутатов Госдумы ограничить суммы денежных переводов при использовании платежных интернет-систем ударит по благотворительным фондам. На вопрос журналиста Slon, может ли этот закон повредить детям, Астахов ответил, что законопроект он пока не изучал. «Я считаю, что потребность в благотворительности всегда можно удовлетворить любыми другими способами. Но если это будет в какой-то степени ущемлять права тех, кто помогает детям, я сам напишу отрицательное заключение», – пообещал он.