Альберт Матиньон. Морфинистки

«На тебя гляжу, глаз не отвожу» – это по своей природе то же, что и тяга к шприцу с героином. Когда человек разглядывает объект сильного сексуального влечения, его мозг натурально вырабатывает опиоиды, которые приводят в состояние эйфории, что является наградой за удачную находку партнера для размножения, утверждают норвежские ученые.

Ольга Челнокова и ее коллеги из Университета Осло недавно провели соответствующие исследования. Работа «Награды красоты: как опиоидная система влияет на социальную мотивацию у людей» была опубликована 11 февраля в журнале Molecular Psychiatry.

Известно, что для Homo sapiens внешний вид существа другого пола – главным образом лицо – является основным критерием выбора. Когда мы видим то, что наш мозг считает сексуальным, в голове активируется та же система поощрения, которая срабатывает при получении пищи или денег.

Ученые провели эксперимент, который показал: в этот момент в нейронах повышается содержание опиоидов, причем их тем больше, чем дольше испытуемый смотрит на объект, который его возбуждает. 

«Привлекательность лица является мощным сигналом, который усиливает желание общаться и мотивирует сексуальное поведение, – пишут авторы. – Красивые люди воспринимаются более позитивно, в нас действует стереотип, который и правда ставит знак равенства между "красивый" и "хороший"».

Ученые попросили 30 мужчин в расцвете сил просмотреть ряд снимков с изображением женских лиц и оценить их по шкале красоты и по шкале привлекательности («нравится» и «хотеть» немного разные вещи).

После того как участникам эксперимента выдавали небольшую дозу морфина, который увеличивает активность опиоидных рецепторов, мужчины начинали ставить симпатичным девушкам более высокую среднюю оценку. На их лица участники смотрели дольше, а увидев дурнушек, наоборот, старались побыстрее переключить изображение.

С другой стороны, получив препарат налтрексон, который подавляет опиоидную чувствительность, мужчины тут же снижали оценку и красоты, и привлекательности. Даже самые сексуальные лица получали более низкие оценки, а время, потраченное на их просмотр, сокращалось.

Авторы отмечают, что манипуляции с опиоидами имели более выраженное воздействие при просмотре наиболее притягательных женщин, которые с точки зрения эволюции являются наиболее ценными.

Ученые предполагают, что опиоидные рецепторы могут играть важную роль в социальной мотивации, активизируя систему вознаграждения, когда человек находит более ценный объект стимуляции, одновременно с этим блокируется тяга к менее интересным внешним раздражителям. 

Если говорить проще, когда мужчина сталкивается с особенно красивой, по его мнению, женщиной, его мозг немедленно награждает его за это своего рода наркотическим кайфом, что в свою очередь заставляет мужчину стремиться как можно дольше находиться рядом с такой женщиной. Эволюционная логика такова, что чисто статистически это повышает шансы на спаривание. Вместе с тем все остальные девушки на какое-то время становятся ему совершенно неинтересны, несмотря на то, что в другой ситуации тоже могли бы показаться очень даже ничего. 

Внешние проявления этого поведения вы, конечно, всегда замечали, но интересно, что природа тяги к красивому женскому лицу та же, что заставляет некоторых употреблять героин. Получается, что секс-джанки – это не миф, а биологическая реальность. 

К сожалению, насколько можно понять, аналогичный эксперимент для женщин пока не проводился. Можно, однако, предположить, что все устроено более-менее так же, а если при этом вспомнить, что женщины в целом легче впадают в наркотическую зависимость, может стать более понятным тот факт, что женский мозг быстрее и сильнее привязывается к какому-то одному конкретному образу. Хватает одной дозы.