Генерал-лейтенант Андрей Власов

«Россия 1» выпустила свой очередной флагманский фильм с обличением оппозиции, где задает новую тональность разговора о протесте. В тренде сезона споры о Великой Отечественной войне, неуважение к ветеранам, а стало быть, сравнение идеологических недругов власти тоже перебралось в эту область. В фильме «Биохимия предательства» в качестве главного камертона для всех несогласных с политикой Кремля используется имя советского генерала Андрея Власова, предавшего присягу и перешедшего в 1942 году на сторону Гитлера. На тех, кто колеблется и собирается эмигрировать из России, примеряется слово «предательство». Режиссером выступил корреспондент ВГТРК Константин Семин – журналист в определенном смысле даровитый, но значительно проигрывающий своим старшим коллегам Аркадию Мамонтову и Дмитрию Киселеву в безумных аллегориях и фантасмагоричных причинно-следственных связях.

Главным достижением документалки Семина, несомненно, стало ее название. Без него «Биохимию предательства» наверняка бы не заметили, но эта вывеска отлично срифмовалась с «Анатомией протеста», самым одиозным фильмом пропаганды об оппозиции, и поэтому заранее получила повышенную степень внимания. Но благо Константин Семин – это хоть и не Мамонтов, но человек, успевший зарекомендовать себя. Шесть лет назад в эфире новостей канала «Россия» он объявил, что экс-премьер Сербии Зоран Джинджич был «либеральной марионеткой» и «получил за это заслуженную пулю». Да и продюсером фильма стал не кто-нибудь, а ведущий Владимир Соловьев. В «Биохимии предательства» журналисту Семину пришлось решать задачу посложнее: на протяжении часа с небольшим он пытался доказать связь между коллаборационистами, переходившими на сторону нацистов в 1942 году, и протестующими на площадях в Киеве и в Москве.

https://www.youtube.com/embed/i7yE8NgVdJ0?rel=0

«Биохимия предательства» начинается с нарезки фраз, которые произносят условные российские патриоты и условные оппозиционеры.

– Был такой термин – «шкурничество». То есть когда человек прежде всего заботится о своей шкуре! – гневается переводчик Дмитрий Пучков, также известный как Гоблин. После чего в кадре появляются люди, которые по сюжету должны символизировать пресловутое «шкурничество».

– Я бы, конечно, попытался дезертировать! – на голубом глазу заявляет ведущий националистического блога «Спутник и погром» Егор Просвирнин.

– Какая мне разница, какого цвета тряпочка, которая висит над Кремлем или над Государственной думой? Плевать я хотел на это, – кощунствует диссидент Сергей Ковалев, служащий пугалом для патриотов-государственников с самого начала 1990-х годов.

При этом подбор персонажей, представляющих «непатриотов», получается довольно скудный: из актуальных оппозиционеров в фильме почти никого нет. И даже тех персонажей, которые в фильме снимаются, удалось затащить в кадр только с помощью обмана, чтобы из отснятого материала затем нарезать нужные фрагменты. Так, режиссер Семин уверял участников съемок, что не работает на госканале и снимает свой собственный фильм.

«Автор фильма говорил лишь о некоем «историческом проекте» (без упоминания слова «предательство» вообще) и многократно божился показать итоговый материал перед его запуском в эфир. Константин Семин соврал нам прямо в глаза и даже не покраснел. Иначе говоря, патриот Путина, решив снять фильм о ценности патриотизма и ужасах предательства, начал, совершенно верно, с предательства», – возмущается в своем блоге Просвирнин, за синхронами которого в фильме дважды идут комментарии Гоблина.

https://www.youtube.com/embed/722wBpupjqI?rel=0

– Запускать подобных персонажей в СМИ надо, но только как клоунов. Вот посмотрите, у нас очередной дегенерат!

Другой участник фильма, эмигрировавший в США бизнесмен Юрий Моша, рассказал Slon, что Семин, договариваясь о съемках, заверил, будто снимает фильм на собственные средства, уже потратил кучу денег и очень рискует. «Мы с ним даже когда про политику говорили, он кивал: мол, да-да, я вообще сам за Навального, он молодец!» – рассказал Моша.

Сам Навальный показан в фильме всего однажды. После очередной тирады о том, как нацисты в Германии после 1945 года продолжили служить США, в кадре появляется фотография оппозиционера рядом с заголовком «Я поддерживаю лозунг "Россия для русских"». Причем видно, что этот заголовок вообще взят от интервью некоего Фаиля Ибятова.

Примерно такая же ситуация возникла с историком Игорем Чубайсом. Он рассказал Slon, что его для «Биохимии предательства» вообще никто не снимал, а кадры с ним были взяты и нарезаны из архива.

– Конечно, блокады Ленинграда не было, – идет в фильме ответ Чубайса на непонятно какой вопрос. После чего диктор с патетической интонацией заочно ему отвечает:

– Отец (Анатолия и Игоря Чубайсов. – Slon) воевал. Но цель жизни обоих сыновей – излечить общество от всего советского . Ну раз не было блокады Ленинграда, то, значит, и Борис Матвеевич Чубайс не освобождал Прагу!

По словам Чубайса, на той записи он говорил о том, что блокада Ленинграда была не полной, так как нацисты не занимали побережье Ладожского озера, по которому проходила известная «дорога жизни», доставлявшая в осажденный город провизию. Однако в фильме Семина это выглядит так, будто Чубайс вообще отрицает блокаду Ленинграда.

Еще смешнее выглядит в фильме экс-мэр Москвы Гавриил Попов. Автору он нужен исключительно для того, чтобы сообщить, что Попову на старости лет открылась тибетская мудрость и он стал вызывать духов. И написал книжку «Вызываю дух генерала Власова!».

Также в фильме за оппозицию приходится отдуваться бывшему адвокату Pussy Riot Марку Фейгину (правда, Семин не знает, что Фейгин уже полтора года не представляет в суде интересы кощунниц). «Власовец со стажем», – со вкусом характеризует его режиссер.

В качестве голоса нравственности в фильме выступает историк Юрий Жуков (известный своими книжками о Сталине).

– Смысл в том, чтобы подсунуть историю так, чтобы идеалом стали предатели. Постараться, чтобы у нас в народе было как можно больше предателей своей страны, которые были бы готовы сотрудничать с новыми оккупантами, – объясняет Жуков игру, которую, по его мнению, сейчас ведут против России американцы.

Кроме него и Гоблина, в качестве уважаемых автором спикеров выступает и настоятель Сретенского монастыря Тихон Шевкунов. Но, судя по тому, как невпопад по смыслу идут их синхроны, создается впечатление, что они тоже были не очень в курсе конечного замысла создателя фильма.

К середине «Биохимии предательства» Семин приходит к выводу, что нацистское командование Германии, переманившее на свою сторону Власова, после окончания войны переметнулось к США. И продолжают вести «психологическую войну» под руководством своих американских коллег, подрывая уверенность граждан России в своем государстве.

– Это похоже на радиацию. Едва заметное, но неустанное влияние, – вкрадчиво доносит режиссер, вновь не скупясь на доходчивые аллегории.

Вперемежку на экране мелькают какие-то маргинальные русские неонацисты, Майдан, прибалтийский музей большевистской оккупации, брошюры Пентагона, Марк Фейгин, бизнесмен, помогающий уезжать из России в США. Капля точит камень, уверяет Семин, и, следовательно, все сомнения в государственном строе – это вольная или невольная работа на благо режима. И каждому следует выбрать либо черное, либо белое: стать предателем Власовым или героем Карбышевым.

– Семена упали в благодатную почву. Не надо пробивать железный занавес миллионами воздушных шаров, на которые ЦРУ грузили свою агитацию. YouTube. Facebook. Skype – они связывают общество нейронной сетью. Чтобы вызвать судорогу, достаточно 140 символов, – тревожно подводит итоги Семин. Кстати, он в американской пропаганде должен разбираться неплохо: все-таки человек назло врагам три года жизни трудился в США, возглавляя местный корпункт ВГТРК, и даже окончил магистратуру факультета документалистики New York University.

В конце фильма он показывает настоящих героев России, на которых следует равняться: спасатели, солдаты, матросы с подлодки «Курск». Но про которых Семин почему-то не снял фильм, предпочтя в герои генерала Власова и людей, которых он с Власовым попытался связать.